В Тамбове предприниматели и представители банковской сферы, а также бизнес-объединений региона обсудили новую версию «антиотмывочного» закона 115-ФЗ. Дискуссия состоялась 21 октября в рамках круглого стола «Банковский светофор: усиление банковского контроля», организованного региональным отделением «Опора России».
В работе круглого стола приняли участие: председатель реготделения «Опора России» Лариса Сенникова, президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина, бизнес-омбудсмен Тамбовской области Михаил Козельцев, начальник экономического отдела Главного управления Центробанка РФ по Тамбовской области Юрий Рябов, заместитель управляющего ПАО Банк ФК «Открытие» в городе Тамбове Дмитрий Зайцев, а также предприниматели.
Дмитрий Зайцев рассказал собравшимся, что банковский светофор это оценка банками уровня риска, касающегося добросовестности клиентов. Он пояснил, что 99% клиентов являются добросовестными и относятся к зеленому сектору светофора. Один процент делится между желтым и красным секторами, которые обозначают средний и высокий уровень риска. При этом, банки не имеют права сообщать клиенту, в зеленой или желтой зоне он находится. Информируют клиента только когда дело доходит до блокировки счета. К высокому риску относятся фирмы, которые созданы специально для выстраивания сложных схем и проведения сомнительных операций. Однако, банк может усомниться в честности и вполне законопослушного клиента. В этом случае необходимо работать с менеджерами банка для решения вопроса.
Лариса Сенникова, в свою очередь, подчеркнула, что много зависит от менеджеров банка, от их заинтересованности в сохранении клиента и готовности разбираться в ситуации.
Подозрения банка могут вызвать некоторые факты. Например, поводом для сомнений может стать отказ клиента от предоставления без объяснения причин пояснительных документов по операции, проведение через счет только транзитных операций. Также может насторожить тот факт, что со счета не оплачиваются налоги, не перечисляются зарплаты, зачисленные суммы тут же снимаются. Помимо того, даже повышение объема наличности, вносимой на счет может вызвать подозрения. Также факторами риска считается отказ клиента предоставить сотрудникам банка информации о его контрагенте – получателе средств, отправка платежек со счетов нескольких ИП, но с одного устройства, отказ от проведения операции, по которой у банка возникли вопросы.
Чтобы избежать риска попадания в желтую или красную зону предпринимателям рекомендуют:
— работать только по своим ОКВЭД;
— вносить изменения в документы при наличии изменений в деятельности и сообщать о них банку;
— следить за достоверностью сведений в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
— в платежках указывать полное назначение платежа;
— клиент должен быть готов обосновать документами любую проведенную через банк операцию;
— не рекомендуется работать с сомнительными контрагентами;
— дробить бизнес для ухода от налогов запрещено;
— Не следует игнорировать запросы банка;
— Налоги и взносы необходимо платить вовремя;
— зарплатные налоги необходимо платить с того же счета, что и запрлату.
В ходе дискуссии у предпринимателей была масса вопросов к представителям банковского сектора. Они касались пробелов в законодательстве и неудобств, с которыми им приходится сталкиваться по этой причине. Также бизнес рассказал о случаях, которые могут быть нарушением прав клиента. По этому поводу ответил Юрий Рябов. По спорным вопросам он призвал обращаться в региональное отделение Центробанка:
«Мы открыты и готовы разбираться в сомнительных случаях. Если действительно было нарушение прав клиента, к нам можно обращаться», — заверил Юрий Рябов.