Главная Бизнес Маркетплейсы: плюсы и минусы

Маркетплейсы: плюсы и минусы

Гендиректор ГК «Бизнес аналитика» Светлана Пивоварова рассказала корреспонденту «Собиз Инфо» об особенностях работы с маркетплейсами.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем онлайн-продаж в России еще в начале 2022 года вырос на 50 процентов. Их доля в общем обороте розничной торговли составила почти 12 процентов, а основной драйвер такого роста – маркетплейсы. Только за прошлый год маркетплейсы показали колоссальный рост популярности в России. Это видно по обороту. К примеру, Ozon вырос на 125 процентов  год к году и достиг оборота 446,7 млрд рублей. Яндекс Маркет вырос на 180%  и достиг 122,2 млрд рублей, Wildberries – вырос на 93 процента относительно прошлых лет и достиг 805,7 млрд рублей.

В целом, рост маркетплейсов в 3 раза превышает рост всей электронной торговли в России. Пока лидером среди имеющихся на отечественном рынке онлайн-площадок торговли является Wildberries. Оборот этой площадки только в категориях товаров «Одежда» и «Обувь» составляет более 400 млрд рублей.

Светлана Пивоварова руководит Группой компаний «Бизнес аналитика» уже пять лет. Фирма работает по франшизе, представленной в Тамбове и в Москве.  Сейчас «Бизнес аналитика» обслуживает около 170 организаций. Она занимается оказанием полного спектра бухгалтерских услуг, консультированием, управленческим учетом, а также внедрением автоматизации бизнеса. По словам Светланы Пивоваровой, у компании уже есть серьезный опыт взаимодействия с бизнесом в сфере работы с маркетплейсами. Об особенностях продаж с помощью популярных онлайн-площадок Светлана рассказала корреспонденту «Собиз Инфо».

— Светлана Владимировна, расскажите пожалуйста, когда появился спрос на услуги вашей компании, связанные с маркетплейсами?

— Первые запросы на маркетплейсы поступили к нам в Москве примерно 2,5 года назад. Все началось с пунктов выдачи Wildberries и Ozon, после стали поступать запросы от производителей, поставляющих на маркетплейсы свои товары. 

— С чем это было связано?

— С первой волной пандемии коронавируса многие предприниматели ушли работать на маркетплейсы, некоторые открыли дополнительные направления, а некоторое вообще переформатировали свой бизнес под работу с маркетплейсами.

— Онлай-площадки становятся все популярнее. В этом году наблюдался значительный рост. Предпринимателям понравилось торговать через маркетплейсы?

— Вторая волна всплеска популярности торговых онлайн-площадок началась в этом году после начала специальной военной операции на Украине. Когда контейнеры с товарами из Китая «встали», завис товар для перепродажи у многих предпринимателей. При этом упала выручка, а у бизнеса есть кредиты, которые нужно отдавать. Маркетплейсы оказались спасательным кругом для многих бизнесов.

— Тесно работая с бизнесом, а точнее с его бухгалтерской отчетностью, как вы можете оценить влияние происходящего в России и в мире на благосостояние предпринимателей?

 — На предпринимательстве в целом сказалось временное уменьшение покупательской способности населения. С момента начала военной спецоперации она резко снизилась, так как было не понятно, что будет с ценами. Также на покупательской способности сказалась политика центробанка, из-за которой временно значительно подорожали потребительские кредиты и люди перестали их брать.

А вот что касаемо кредитов и их временного подорожания, где это было заметнее всего?

— У людей в обороте было очень много кредитных средств. Особенно просела на тот момент розничная торговля, так как в ней кредитование более распространено. На маркетплейсах это сказалось меньше, на них наблюдается спад, но не в таких масштабах.

Многие говорят, что работать на маркетплейсах очень выгодно. В плане той же относительной независимости от кредитования и многих факторов. Но часто бизнес боится сложностей технических. Что это за сложности?

— Технически на маркетплейсах работать не совсем просто, но и не очень сложно. Нужно уметь отслеживать товар, чтобы он не потерялся.  Нужно проследить всю историю – купить, оприходовать, отдать товар на упаковку, отправить на маркетплейс. Это очевидно. А вот когда товар на Wildberries купили, а потом вернулись деньги, это никто не отслеживает. И это большая ошибка. К примеру, отправили 100 изделий, за 80 из них на счет предпринимателя пришли деньги, а за 20 не пришли. Был, к примеру, брак или возвраты. Как минимум, несколько штук товара могло потеряться. Сегодня пара штук, завтра еще пара. И через год это уже кладбище товаров.

— Можно ли как-то с этим бороться?

—  Для того и существует бухгалтерский учет, чтобы это отслеживать. Можно вести хотябы даже управленческий учет с помощью специальных программ, таких как «Мой Склад» или «Управление торговлей». В них можно увидеть движение товара. Товарные остатки должны всегда совпадать и соответствовать действительности. То есть предпринимателю нужно делать инвентаризацию. Особенно это важно, когда растет товарный ассортимент.

— Что будет, если вовремя не начать учет?

— Индивидуальному предпринимателю может быть некогда, так часто бывает. И тогда потери товаров могут нарастать как снежный ком. При этом, уже есть практика подачи исков на Wildberries, когда предпринимателям возвращали деньги. Узнав об этой практике, ИП тоже может захотеть подать такой иск, но для этого нужно хотя бы иметь возможность доказать, что конкретный товар пропал. Если учета не было, доказывать сложно.

— Как ваша компания помогает бизнесу в этой ситуации? Есть такой опыт?

— Есть. Это услуга «Восстановление учета». Это самая дорогая услуга в бухгалтерской компании, так как это занимает много времени и это сложно, потому что это исправление чужих ошибок. К ней сейчас часто прибегают индивидуальные предприниматели, которые раньше использовали ЕНВД. Они никогда не считали налоги, платили от площади торговой ЕНВД и жили спокойно. Мы восстанавливаем им весь учет и приводим  его в порядок. Загвоздка в том, что пока еще мало бухгалтеров, которые разбираются в маркетплейсах. А там есть тонкости.  Wildberries и Ozon  зачисляют предпринимателю на счет деньги за вычетом комиссии. Не разбирающиеся в тонкостях работы маркетплейсов бухгалтеры делают для ИП декларацию только на ту сумму, которая ему пришла на счет. Исходят они из того, что ИП на упрощенке и применяется кассовый метод. А налоговая, в свою очередь, увидит и те средства, которые забрали маркетплейсы и на них тоже начислит процент. И на эти средства предприниматель тоже должен заплатить налог. Это бывает неожиданностью для бизнеса, потому что бухгалтер сказал ему одну сумму, а приходится доплачивать налог дополнительно.

— Насколько значительной может оказаться разница?

— Был случай, когда бухгалтер насчитал предпринимателю, что тот заплатит налог только с отчета комиссионера, а это на целых девять миллионов меньше фактической суммы. Он в итоге пришел к нам и не ожидал, когда мы привели в порядок расчеты и сказали ему сумму налога.

Чем это грозит?

—  Это может привести к банкротству и закрытию бизнеса. Если налоговая насчитает сумму налога, которую предприниматель не потянет, ему заблокируют счет. При этом, оплатить налог будет нужно, а значит, каким-то образом нужно будет продать товар. Деятельность будет парализована. Тем более ИП отвечает своим имуществом. У него могут забрать и квартиру, и машину.

Как этого избежать?

— Чтобы такого не было, нужно сразу использовать учет и правильно выбирать систему налогообложения. Человек будет знать, сколько у него товара и есть платформы, которые даже уже с аналитикой и они показывают, что продается лучше.

— Светлана Владимировна, что нужно знать каждому, кто решил торговать с помощью маркетплейсов?

— Каждому предпринимателю, решившему торговать на маркетплейсах, нужно понимать, что эти площадки уже тоже перенасыщены и нужно туда выходить с каким-то конкурентоспособным товаром, у которого есть своя уникальность и на который имеется спрос. Для анализа конкурентов есть платные программы, с помощью которых можно узнать о нише и доходах конкурентов. Также на маркетплейсах необходима реклама, она у них своя. Собственную рекламу предприниматель не может запустить на маркетплейсе. Также важно правильно заполнить карточку товара, чтоб она продавала товар. Сейчас в соцсетях много предложений на эту тему и онлайн-школы предлагают обучение заполнению карточек, но по факту специальстов очень мало и к ним очереди. Нужно обращаться к проверенным поставщикам услуг, которые действительно сделают то, что нужно. Непроверенные специалисты с большой долей вероятности не справятся с поставленной задачей.

В чем, все-таки, на ваш взгляд, достоинства маркетплейсов?

— С правильным подходом человек может получить серьезный бизнес с минимальными затратами. Огромный плюс торговли на маркетплейсах это то, что не нужно помещение. Можно организовать склад прямо у себя дома и вообще где угодно. Соответственно, нет расходов на сотрудников, на аренду посещения. У Wildberries, к примеру, есть свои упаковщики, которые юридически не имеют к ним отношения, но они сотрудничают. Предприниматель платит маркетплейсу за упаковку и доставку, а в штате он может быть один или вдвоем с кладовщиком.

— Но есть и минусы…

— Минусы заключаются в том, что без складского учета будут потери в налогах и недочеты с товарами, можно просто уйти в минус и дохода не получить. Также недостаток маркетплейсов в том, что у них сложности есть с обратной связью – до них не достучишься, не дозвонишься. При этом маркетплейсы часто применяют штрафные санкции, поэтому предпринимателю нужно внимательно нужно изучать договор, который он заключает с конкретной платформой.

Есть ли еще какие-то важные моменты, о которых предпринимателю, продающему товар на маркетплейсах, нужно помнить?

— Есть. При торговле товарами, подлежащими маркировке, нужно не забывать про честный знак. Если у предпринимателя собственное производство, необходима лицензия на товар.  Весь документооборот на маркетплейсах электронный, для его осуществления необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП).

Если предприниматель решил, что хочет начать продажи на онлайн-площадке, что нужно сделать?

— Для начала взаимодействия с маркетплейсом нужно скачать приложение, оно работает даже на смартфоне. Далее необходимо заполнить заявку, открыть юрлицо, написать, какой товар планируете продавать. После для пользователя открывают личный кабинет, в котором он может формировать первую отгрузку. Важно, что маркетплейсы могут попросить документы от производителя товара, если продавец является перекупщиком, если у продавца собственное производство – лицензию на товар. В целом, особых проволочек с регистрацией нет. На маркетплейсах все соглашения подписываются в электронном виде. Обычно люди не читают их, но в этом случае читать нужно внимательно, чтобы не поучать штрафы.

А есть ли риск того, что предпринимателя не допустят к торговле каким-то товаром?

—  Надо понимать, что на маркетплейсах нельзя продавать некоторые товары в целом. Их списки есть на каждом маркетплейсе. В основном, это алкоголь, табак, все лекарства, кроме биодобавок. Также нельзя на данных площадках торговать скоропортящимися продуктами, антиквариатом, животными, растениями, пиротехникой.  Естественно, нельзя торговать оружием и наркотиками.

Что бы вы посоветовали всем предпринимателям, занимающимся торговлей на онлайн-площадках?

— Быть внимательными. Ко всему. Вести управленческий учет, внимательно подходить к подбору заполнителей карточек, пользоваться услугами проверенных бухгалтеров, если объемы бизнеса серьезные, правильно выбирать режим налогообложения и внимательно читать условия соглашений с маркетплейсами. При правильном подходе маркетплейсы это безусловное благо для предпринимателя, которое помогает с минимальными затратами создать полноценный бизнес.

Близко по теме:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь