Главная Статьи Туризм в Тамбовской области. Версия 2.0

Туризм в Тамбовской области. Версия 2.0

В ходе ХХII Тамбовской областной конференции МСП обсудили перспективы и методы развития туризма в регионе

Море, ласты и маска – именно с этим у большинства россиян ассоциируется понятие туризма. Отдых по системе «все включено» давно прочно вошел в жизнь горожан, а стремление покинуть   пределы России во время отпуска стало традиционным. А что, если посмотреть на туризм по-другому? Так подумали туроператоры и представители власти буквально пару лет назад и отношение к внутреннему туризму начало меняться. На некогда риторический вопрос «А что у нас смотреть?» появились ответы, а после – предложения туров по Тамбовской области. Оказалось, что туристам из других городов, преимущественно из Москвы, интересны тамбовские усадьбы, в которых жили на всю страну известные художники, композиторы, общественные и политические деятели. Оказалось, что свободная от обилия промышленности Тамбовщина интересна туристам как регион, являющийся самым экологически чистым в России на протяжении многих лет. Приезжающим на тамбовскую землю гостям интересны наши фестивали, неваляшки, пчелы, мед, яблоки и картошка, и, конечно же, тамбовский волк.

Казалось бы, вот она – достигнутая цель, но нет предела совершенству да и далеко до него еще. Туризм – это, в первую очередь, люди: туристы, туроператоры, собственники и сотрудники отелей, владельцы и работники ресторанов и кафе, где туристы могут поесть, продавцы сувенирной продукции и так далее. А еще туризм – это сервис. И он должен быть на высоком уровне. О том, как сделать Тамбовскую область более привлекательной и комфортной для туристов поговорили 29 июня ХХII Тамбовской областной конференции малого и среднего предпринимательства. Конференция собрала представителей всех районов области, а также предпринимателей, представителей власти и общественных объединений. Президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина также приняла участие в данной конференции.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

 Место выбрали соответствующее — Музейно-исторический комплекс “Усадьба Асеевых” в Рассказово. Эта усадьба, построенная в начале минувшего века, предположительно с участием знаменитого архитектора Льва Кекушева, была почти полностью разрушена. Из руин ее восстановили в 2019 году. Сейчас она является одной из точек местных туристических маршрутов.

«Долгое время мы вопросам туризма не уделяли должного внимания. Может быть не было запроса на это от людей. Сейчас мы видим, что бизнес активно развивает это направление. К тому же, в условиях современной геополитики внимание российских туристов обратилось внутрь страны. Выполняя поручение врио главы Тамбовской области Максима Егорова о поддержке бизнеса, мы хотим на законодательном уровне поддержать гостиничный бизнес, так как он у нас не очень развит – в областном центре всего несколько гостиниц, а в районах с этим еще сложнее. Конечно, поддержка будет касаться туристической отрасли в целом, но гостиницам будет уделяться особое внимание», — сказал Сергей Юхачев.

Экономика впечатлений

Возвращаясь к вопросу о том, на что же у нас в регионе смотреть, можно перечислить множество объектов и направлений. Кто-то отмечает экологичность и местные продукты, кто-то – фестивали и ярмарки, а кому-то по душе сохранившиеся купеческие дома с их историей и самобытностью. А вот общего сформированного образа у Тамбова и области пока нет. Если в Геленджик едут на море, то для чего едут в Тамбов?

По мнению первого спикера конференции заместителя начальника Департамента туризма и молодежной политики администрации Тамбовской области Ларисы Булгаковой, любой туризм это экономика впечатлений. Правда, в Тамбовской области он развит слабо.

«Мы в ЦФО находимся на предпоследнем месте по развитию туризма. После нас только Орловская область. Это значит, что у нас есть возможность расти. Сейчас у нас цель познакомиться с представителями бизнеса и начать развивать отрасль туристическую, структурировать развитие туристической привлекательности региона. Хочу отметить, что потенциал есть в любом регионе, но, к сожалению, мы не умеем его показать и продать. Пока мы сами не будем понимать достоинств Тамбощины, пока сами жители не будут знать истории своего края и понимать его привлекательности, к нам особо не поедут. Наша основная задача – любить свою малую родину», — сказала Лариса Булгакова.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

По словам Ларисы Булгаковой, проблем в туризме две. Первая заключается в обилии туристов, а вторая – а их отсутствии. В первом случае туристы недовольны тем, что возникают сложности с размещением в отелях, сервис начинает «хромать». Тем не менее, без туристов туризма нет. Изначально в Тамбовскую область планировалось привлекать гостей с помощью событийного туризма, руководство региона давало поручение создать свой фестиваль в каждом районе. В итоге получилось, что некоторые события действительно интересны не только местным жителям, а некоторые не дотягивают по масштабу до статуса мероприятия, на которое готовы приехать из других регионов.

«Мы сейчас должны отфильтровать эти мероприятия и поработать над тем, чтобы сделать событийные мероприятия именно туристическими. Это касается и власти, и бизнеса, и НКО, чтобы выгоду получали все. И мы должны договориться о том, какой у региона образ. После этого можно будет разрабатывать стратегию развития туристической отрасли, которая будет направлена, в том числе и на инфраструктуру”, — сказала Лариса Булгакова.

На сегодняшний день в фокусе внимания значимое для турсферы региона событие – 150-летие со дня рождения знаменитого русского композитора Сергея Рахманинова, которое будет проводиться в усадьбе, где композитор любил бывать, в Ивановке. Усадьба Рахманинова – место в России известное, поток туристов туда огромен, но и там проблем много. При всем уважении к великому композитору и сотрудникам усадьбы, там совершенно негде поесть, проблема с туалетами, а дорога от Уварово до усадьбы долгое время оставляла желать лучшего. Сейчас дорогу реконструировали, вскоре рядом с любимым местом Рахманинова появятся кафе.

Единственный аграрный наукоград

Значительную часть мероприятия посвятили Мичуринску. Замглавы наукограда Дмитрий Неуймин рассказал о туристическом потенциале города, который является самым крупным в регионе муниципальным центром после Тамбова. По словам замглавы города, интерес для туристов представляет центральная часть города с сохранившимися историческими зданиями, образующими историко-архитектурный ансамбль построек 19 века.

«Помимо того, весомую роль играет удобное логистическое положение города. Мы готовы гордо носить звание «ворот» Тамбовской области, так как на территории города расположены сразу два железнодорожных вокзала. Еще один важный аспект привлекательности Мичуринска – статус наукограда. Это большой потенциал для развития научного туризма», — рассказал Дмитрий Неуймин.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

 За несколько последних лет важной частью развития туристического потенциала Мичуринска стало открытие сразу двух четырехзвездочных мест размещения гостей города. Это отели “Герасимов” и “Гостиный двор”. Их владелец Дмитрий Утешев также посетил конференцию МСП и рассказал о своем бизнесе. В сфере гостеприимства Дмитрий не новичок – помимо мичуринских отелей он владеет парк-отелем «плес» в Тамбове.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

Отойти от шаблона

«Тамбовский волк тебе товарищ!» — эту фразу давно и прочно жители других регионов России связали с Тамбовом. Тамбовский волк стал региональным брендом, но всегда ли он товарищ тамбовчан в сфере бизнеса? Вопрос спорный. Об этом рассказал председатель Тамбовского регионального отделения «Ассоциации молодых предпринимателей России» Анатолий Евсейчев. Он подчеркнул, что не все производители товаров могут использовать образ волка. Для некоторых продуктов, таких как мясо, кабачковая икра, картошка или мед образ волка не принесет пользы в продвижении.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

Анатолий Евсейчев рассказал, что Ассоциации родилась идея – запатентовать слово «Тамбов». Индивидуальный предприниматель этого сделать по закону не может, а вот областная администрация – вполне. Этот бренд можно вписывать в слова и фразы на упаковке товара, что делает его универсальным, например: «Сделано в ТАМБОВе», «Из ТАМБОВа с любовью».

«Мы придумали все этапы, вплоть до нормативки и комиссии, которая будет оценивать необходимость брендирования того или иного продукта и присвоение ему возможности использования единой предпринимательской оболочки», — пояснил Анатолий Евсейчев.

Также он предложил проработать некоторые значимые для туристов моменты. Дело в том, что у туристов есть несколько незакрытых потребностей. Первая – точки питания. Нередко на тамбовских туристических маршрутах негде перекусить. Вторая – нет санитарных зон. Третья – на маршрутах негде купить тамбовскую продукцию и сувениры. Все эти нужды может удовлетворить бизнес под эгидой областной администрации. Речь идет о создании стационарных объектов, которые должны заполняться единым оператором. По словам Анатолия Евсейчева, уже есть предприниматели, которым это интересно, но создание бренда зависит только от региональной администрации.

Нужна коллаборация?

Продолжила тему основатель и владелец сети городских кафе «Urban Food» Анастасия Нечаева. Она рассказала, что тамбовскому бизнесу была бы полезна коллаборация. В кафе Анастасии Нечаевой есть завтраки и на них приходят туристы. А вот тамбовской продукции в кафе почти нет. О сувенирах тоже спрашивают, но и их в кафе тоже нет, более того, бизнес-леди призналась, что и сама плохо ориентируется в точках их продажи.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области

«Я за коллаборацию. А еще я за взаимодействие с администрацией, итак как по нормам законодательства поставить передвижной или стационарный объект на туристическом маршруте будет проблематично. У меня был опыт с фуд-траком, который мы так и не смогли разместить, он стоит и пылится до сих пор. Соответственно, помощь администрации для размещения точек питания и торговли местной продукцией просто необходима», — подчеркнула Анастасия Нечаева.

В завершение встречи Центр «Мой Бизнес» представил ролик о своих услугах для предпринимателей. Итоги встречи подвела и.о. начальника регионального управления инвестиционной политики и развития предпринимательства Елена Евсейчева.

“Впервые в этом году мы приняли решение проводить традиционную ежегодную конференцию представителей малого и среднего бизнеса не в Тамбове, а выезжать в муниципалитеты. На следующий год мы тоже планируем выезд в какой-либо муниципалитет, поэтому призываем администрации районов и городов области предлагать варианты. Что касается прошедшей встречи, хочется сказать, что для нас для всех должно быть понимание того, что бизнес и администрация не должны быть отдельно друг от друга. Единственный вариант, который поможет нам развивать любой вид бизнеса, это тот случай, при котором администрация будет поддерживать бизнес, а бизнес будет готов приходить со своими какими-то идеями. Просьбами и предложениями”, — сказала Елена Евсейчева.

После окончания сессии выступлений спикеров предприниматели и представители бизнес-объединений заложили на территории Усадьбы “Аллею предпринимателей”. Она состоит из 12 красных канадских кленов, которые будут украшать двор усадьбы долгие годы.

Фото: Управление инвестиционной политики и развития предпринимательства Тамбовской области
Фото: Собиз Инфо

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

В ходе ставшей уже традиционной ежегодной конференции МСП прозвучало множество предложений по развитию туризма в регионе. Присутствовавшие представители областной администрации выразили готовность работать над существующими проблемами вместе с предпринимателями, что немаловажно не только в текущей ситуации, но и в целом. Как президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу я услышала важный именно для предпринимательства посыл – сейчас региональная власть открыта, туризм готовы развивать. Это значит, что бизнесу нужно активнее говорить о своих потребностях, в том числе с помощью нашего фонда, а также других бизнес-объединений, не замалчивать проблемы, выдвигать предложения и посещать подобные мероприятия. Несмотря на то, что зал был полон, на мероприятии присутствовала очень малая часть тамбовских предпринимателей. Нужно выстраивать взаимодействие бизнеса и власти так, чтобы предприниматели шли на такие мероприятия и как можно активнее участвовали в формировании запросов для чиновников, вдвигали идеи и предложения. Только так мы сможем добиться результатов.

Близко по теме:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь