Главная Бизнес Что ждёт хлебопекарную отрасль в нашей стране?

Что ждёт хлебопекарную отрасль в нашей стране?

Президент Союза пекарей России Алексей Лялин поставил целью посетить хлебопекарные предприятия во всех регионах и увидеть реальную картину. Он уже побывал в Мурманске, Ростовской, Волгоградской, Пензенской, Свердловской областях, а также Карелии и Калмыкии. Посетил с рабочим визитом Алексей Лялин и Тамбовщину. До конца года он планирует изучить ситуацию в 30 регионах. По его словам, Россия – это не только федеральный центр, поэтому очень важно узнать, какие проблемы испытывает хлебопекарная отрасль в провинции. В большинстве регионов президент Союза пекарей России встречался с журналистами и дал серию интервью. На основе его слов и мнений ряда других экспертов мы попытались понять, что же ждёт отрасль в нынешней ситуации?

Фото: Собиз Инфо

«Наша страна изначально брала направление на полуинтеграцию в мировое сообщество. И при Советском Союзе, и дальше в начале 90-х, в 2000-х годах. Страна гордилась тем, что мы покупали высокопроизводительное, автоматизированное, роботизированное оборудование в Германии, Франции, Испании, Швейцарии, Финляндии. А вот со своим оборудованием в России всегда была сложность. Даже индустриализация 20-х годов она тоже происходила на базе немецких и американских заводов. И сегодня такая же ситуация», — говорит в одном из своих интервью президент Союза пекарей России Алексей Лялин.

В 2018 году был утвержден федеральный национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости». Его курировало Минэкономразвития РФ. Проект реализовывался за счёт средств федерального бюджета через государственные контракты.

В частности, в Тамбовской области заказчиком выступало управление экономической политики администрации области, а исполнителем – АНО ДПО «Школа бизнеса Диполь». Участниками проекта стали крупнейшие предприятия региона.

Все эти программы продолжали стимулировать производителей к приобретению импортных технологий и оборудования.

В чём главные проблемы хлебопёков?

По факту получается, что хлебопекарным предприятиям практически на государственном уровне навязывали переход на импортные производственные линии. Да, в этом были некоторые плюсы. Среди них – увеличение ассортимента и улучшение эстетических характеристик готовой продукции. С одной стороны — разнообразие ассортимента привлекало больше потребителей, с другой — такое условие диктовали и федеральные торговые сети. В свою очередь, каждый производитель хотел увеличить продажи. Для расширения линейки продукции многие хлебопекарные предприятия и закупали иностранное оборудование. В тогдашних реалиях покупка импортных линий позволила добиться поставленных целей, расширить ассортимент и повысить качество продукции.

Фото: business-magazine.online

Однако в изменившейся ситуации товаропроизводители испытывают некоторые трудности с импортным оборудованием. В частности, усложнилась логистика. Запасные части из-за границы можно привезти, но это занимает куда больше времени, сроки поставки значительно выросли. Также наложилась проблема волатильности рубля.

Стоит чётко понимать, что сейчас у зарубежных предприятий нет прямого запрета на продажу оборудования в Россию. Однако из-за проблем с логистикой приходится очень долго ждать запчастей, что может привести к срыву поставок продукции, а это по договору недопустимо.

«Если ситуация не изменится, то на сегодняшний день мы остались без резательно-упаковочных машин. Современные торговые условия и законодательство не позволяют продавать хлеб без упаковки. Также мы остались пока без специальных принтеров. Это серьёзная проблема для нанесения даты производства и срока годности, а также штрихкодов. Мы остались сегодня без необходимых частей механизмов для роботов, которые работают на предприятиях. Мы остались без комплектующих для термомасляных печей», — комментирует ситуацию Алексей Лялин.

Также он добавляет, что «это не значит, что хлеба не будет. Это значит, что не будет того ассортимента, к которому мы привыкли, если ситуация не изменится. Потому что для поддержания этого ассортимента нужны высокопроизводительные и очень умные машины».

Фото: m.prochukotku.ru

В качестве примера можно привести экономическую ситуацию в Америке в 1943 году. Тогда власти страны начали штрафовать предприятия, которые продавали хлеб сразу нарезанным и упакованным. В условиях второй мировой войны в США росли цены на хлеб и другие продукты. Правительство искало способы затормозить галопирующую инфляцию. Использование машин для нарезки оказалось очень дорогим, поэтому от нее решили отказаться совсем. Это позволило вдвое сократить количество упаковки и снизить расходы.

Импортное или отечественное?

«Чем отличается хлебопекарное оборудование от любого другого пищевого оборудования? Во-первых, оно самое дорогое. Фактически автоматизированное оборудование должно заменить человеческие руки на всем цикле производства – от муки до готовой выпечки. Конечно, это очень технологически сложные процессы на производстве. Поэтому сегодня для того, чтобы полноценно заменить всё импортное оборудование, нам потребуется не меньше пяти лет. При условии, что этим будут целенаправленно заниматься», — аргументирует свою позицию президент Союза пекарей России Алексей Лялин.

Как бы странно это ни прозвучало, но в соотношении цена/качество отечественное оборудование для хлебопёков сейчас гораздо выгоднее импортного. В долгосрочной перспективе эксплуатация российских производственных линий обходится в 5-10 раз дешевле. Это касается не только самого оборудования, но также запчастей и масел.

Основной вопрос – справится ли российская промышленность с изготовлением новых производственных линий? Сейчас открывается большое окно возможностей для развития. Главное, суметь правильно воспользоваться ситуацией и заполнить нишу качественным отечественным оборудованием.

Фото: kubantoday.ru/

Отсюда возникает ещё один резонный вопрос. Насколько важен эстетичный внешний вид на производстве? Ведь в большинстве случаев региональные производители хлеба, покупая импортное оборудование, заплатили именно за бренд и за внешний вид.

Ведь отечественное оборудование по многим технологическим характеристикам совсем не уступает иностранному, хоть оно и не такое эстетичное внешне. К достойным российским производителям можно отнести ЗАО «Шебекинский машиностроительный завод, ОАО «Опытно-механический завод» в Москве, ОО «КБ НС» в Санкт-Петербурге, ЗАО «Эртильский механический завод» и другие.

Стоит упомянуть, что многие производители хлебопекарной продукции в регионах сумели адаптировать импортное оборудование и интегрировать части иностранных производственных линий с отечественными комплектующими. Да, это выглядит не очень красиво, но со своими задачами такая линия вполне справляется. Это касается и программного обеспечения.

Кроме того, в прежних реалиях федеральные торговые сети диктовали хлебопёкам множество условий, ради которых и было закуплено импортное оборудование. К этим требованиям сетей можно отнести тот же самый широкий ассортимент, нарезку и упаковку. Сейчас же предприятиям хлебопекарной отрасли необходимо приспособиться к новой ситуации, чтобы выжить и справиться с проблемой импортозамещения. Возможно, наше оборудование не даст такого широкого ассортимента, но основные виды продукции вполне удастся сохранить. Люди в регионах будут обеспечены хлебом в полном объёме и высокого качества.

Как найти выход из ситуации?

На сегодняшний день пока ни один хлебозавод в Тамбовской не получил субсидии из-за строгих требований к оформлению заявок. Но дело даже не в этом, а в самом подходе к решению проблемы. В конечном итоге производители всё равно отдадут эти деньги своим поставщикам. Возможно, логичнее было бы сразу дать субсидии поставщикам, это могло бы принести куда больше результатов.

Ещё один важный аспект – не нужно вмешиваться в ценообразование на государственном уровне. Наглядным примером служит недавнее регулирование цен на сахар. Ведь существует определённая линейка социальной продукции, которая отпускается по себестоимости. Также надо уходить от навязывания торговыми сетями неоправданных в сегодняшних реалиях требований, в том числе в части импортной упаковки продукции.

Фото: kp40.ru

Необходимо и понимание того, что сейчас не стоит делать ставку на мини-пекарни. Почему? Оборудование в мини-пекарнях также импортное, штат сотрудников минимальный, а объемы производства очень низкие. Они просто не в состоянии справиться с задачей обеспечить население должным объемом и своевременной доставкой свежего хлеба. К примеру, средний хлебозавод в России производительностью от 15 до 30 тонн в сутки имеет в своем автопарке от 30 до 50 автомобилей, осуществляющих доставку в 700-1500 торговых объектов ежедневно.

Большинство читателей удивятся, что по соотношению пробега и количества перевезённого груза, согласно имеющейся у нас информации, «Газель» оказалась лучшим в мире автомобилем для перевозки хлеба по совокупности цены и качества.

Важно понимать, что несмотря на возникшие экономические трудности в условиях санкций, без хлеба в России никто не останется. И одно из важных условий для этого – хорошее взаимодействие между производителями, органами власти и торговыми сетями. Государству и муниципалитетам надо понимать, что разбираться с проблемами бизнеса без участия представителей этого самого бизнеса – просто бессмысленно. Для улучшения ситуации в хлебопекарной отрасли торговым сетям необходимо убрать излишние требования к производителям: расширить временной промежуток доставки (это изменит транспортную логистику в лучшую сторону), сократить количество упакованной продукции, упростить и ускорить введение нового ассортиментного перечня.

Стоит уточнить, что кроме проблем с импортными оборудованием и упаковкой, существует ещё и серьезная проблема с сырьём для изготовления хлеба. Но это уже тема для отдельной большой статьи.

Близко по теме:

ВСЕГО КОММЕНТАРИЕВ: 6

  1. Нормальная статья, в ней отражена хотя бы более менее реалистичная картина по отрасли. Ситуация очень сложная — и в экономике, и в политике, и в военном отношении. К сожалению, сейчас в СМИ реальную ситуацию показывают мало. При этом либералы кричат, что всё пропало, а у чиновников до сих пор всё «великолепно».

    • Как показала практика, чиновничий аппарат вообще не перестроился под новую ситуацию. А про «мобилизационную политику» вообще смешно говорить. О реальных проблемах чиновники сейчас дажне стараются не говорить и уж тем более ничего не делают для их решения.

  2. Господин Лялин попытался высказать своё видение ситуациии, однако сейчас крайне сложно что-то спрогнозировать. А бизнесу сейчас как никогда нужна реальная картина, чтобы понимать, что делать дальше и куда двигаться.

  3. Торговые сети не способствуют развитию производства, они думают лишь о своей прибыли и зажимают местных производителей в тиски. Даже с самими сеьтями на местном уровне вообще ничего нельзя решить, потому что управлют федералы, местные директора магазинов не решают вообще ничего.

  4. Знаете, на минипекарни вообще надежды нет не потому, что у них штат маленький и объемы производства небольшие. А потому что у них полностью импортное химическое сырьё. Сейчас есть запасы, поэтому пока работают. Но проблемы с логистикой и доставкой сырья из-за рубежа скоро на них обязательно скажутся.

  5. Сегодня все отрасли промышленности находятся в трудном положении, а хлебопекарная в двойной. Если с покупкой новой машины можно повременить,то хлеб кушать надо каждый день. А вопросы с оборудованием всегда стояли остро, но Русские всегда находили выход и ещё от этого выигровали, надо быть оптимистом.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь