Главная Бизнес «Я б в рабочие пошел»?

«Я б в рабочие пошел»?

ТРО Фонд «Собиз Инвест» провел круглый стол на тему «Дефицит сотрудников рабочих специальностей».

«Все профессии нужны, все профессии важны», — эти строки написал знаменитый советский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Долгое время быть «человеком труда» считалось престижным. В современной России, увы, все иначе. Пропаганда красивой жизни путем зарабатывания «легких» денег значительно уменьшила среди молодежи желание осваивать рабочие специальности и трудиться на производствах. Вместо строителей, врачей, токарей, водителей и прочих тружеников место авторов авторитетных мнений заняли блоггеры и стримеры, а ленты соцсетей пестрят рекламными постами о возможности заработка путями, не требующими особых усилий и знаний.

Проблему дефицита сотрудников рабочих специальностей обсудили в ходе круглого стола, который провел 31 марта Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу. В нем приняли участие представители бизнес-объединений региона, высших и среднеспециальных образовательных учреждений, а также школ, общественники, представители региональной власти, профсоюзов, предприниматели. Модератором встречи выступила президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Татьяна Еремина.

Дело только в зарплатах?

В ходе круглого стола собравшиеся обсудили давно назревшую проблему нехватки рабочих кадров на местных производствах. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей Тамбовской области Михаила Козельцева, молодежь не стремится идти работать на местные предприятия из-за низкого уровня оплаты труда. Однако, фактически уровень зарплаты во многом зависит от профессионализма сотрудника и очень разнится даже в границах региона. Помимо уровня оплаты труда участники озвучили еще массу проблем.

Председатель Тамбовского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Лариса Сенникова рассказала, что по информации специалистов Центра стратегических разработок, в 2022 году количество рабочих мест в России может сократиться на 2 миллиона, из-за чего уровень безработицы с нынешних четырех процентов вырастет до восьми.

«В результате анализа вакансий на сайте «HH.ru», мы выяснили, что в плане конкуренции особенно тяжело приходится молодым специалистам. Самые талантливые выпускники уезжают, предпочитая конкурентную борьбу в других регионах с более высоким уровнем жизни. Те, кто не готов уехать, пробуют себя во всех доступных сферах. Это тормозит их профессиональное развитие или ведет к потере квалификации. Сейчас, в условиях закрытия множества магазинов в связи с санкциями даже торговля и сервис не примут всех желающих», — рассказала Лариса Сенникова.

В ходе дискуссии выяснилось, что самая важная причина нехватки рабочих на тамбовских предприятиях кроется в нескоординированности и неорганизованности взаимодействия между бизнесом и учебными заведениями. Предприниматели ищут специалистов, которые будут готовы трудиться и развиваться в профессиональном плане, но в массе случаев при приеме молодых специалистов на производства выявляется их неподготовленность к работе. Нередко выпускников вузов и ссузов приходится обучать прямо на предприятии, так как они не обладают необходимыми навыками. Процесс обучения для бизнеса совершенно невыгоден, ведь это ведет к дополнительным расходам на сырье и занимает время. Однако, другого выхода у предпринимателей пока нет.

Представители среднеспециальных учебных учреждений, присутствовавшие на круглом столе, сообщили, что им хотелось бы понимать, какие именно специалисты нужны бизнесу, и какими навыками они должны обладать. При этом, зачастую тамбовские ссузы не могут подготовить востребованных специалистов, так как обучение студентов проходит на устаревшем оборудовании. Кроме того, среднеспециальным образовательным учреждениям области часто не хватает финансирования, чтобы провести необходимое обучение и обновить оборудование и технику. По словам представителей Тамбовского автотранспортного колледжа, принявших участие в беседе, им не хватает средств на обновление автомобилей – они обучают студентов на старых «ЗИЛах» в то время, когда востребованы водители более современных машин.

«Дело еще и в том, что сами наши студенты часто живут в районах, а не в самом Тамбове. Практику они проходят на предприятиях, но за нее неплохо было бы хотя  бы минимально платить, потому что студент не располагает деньгами, а до места прохождения практики ему добраться нужно. А еще было бы неплохо ввести хотя бы какую-то доплату за наставничество практикантов, потому что сотрудникам предприятия не интересно тратить свое время на обучение студента бесплатно. На выходе мы получаем студента, который формально практику прошел, но ничему не научился», — рассказал замдиректора по учебно-производственной работе колледжа техники и технологии имени М.С. Солнцева Владимир Лапухин.

Работать некому?

По словам замначальника управления труда и занятости Тамбовской области, начальника отдела организации проектной деятельности Ивана Агафонова, на сегодняшний день в регионе зарегистрировано около девяти тысяч вакансий.

«У организаций сейчас есть обязанность подавать списки требующихся им работников. Зачастую бизнес этим недоволен, это воспринимается как очередной отчет. Но мы призываем обращаться в службу занятости для того, чтобы найти сотрудников. Многие не обращаются, потому что кроме профессиональных качеств работодателей еще интересуют и личностные характеристики человека,  который придет в коллектив. Никто не хочет принимать к себе «токсичных», как сейчас принято выражаться, людей. Это тоже сказывается на количестве открытых вакансий», — пояснил Агафонов.

Вопрос не налаженной коммуникации – половина беды. Дело не только в том, что тамбовчане «не хотят» работать на указанных специальностях, а еще и в том, что они не имеют должных навыков. При всей невыгодности обучения, некоторые представители бизнеса готовы взаимодействовать с учебными заведениями.

«Мы готовы тесно сотрудничать с колледжами, проводить какие-то обучающие курсы, чтобы подготовить сотрудников, которые уже смогут прийти к нам на производство и работать. Мы также готовы к такому сотрудничеству, чтобы студенты приходили к нам проходить практику. Конечно, нужно понимать, что это физический труд, но люди к нам приходят и работают. Нам нужны специалисты, мы готовы участвовать в их подготовке», — сказал заместитель гендиректора по сбыту ОАО «Тамбовский хлебокомбинат» Валерий Ляшенко.

По информации региональной службы труда и занятости, которую озвучила Татьяна Еремина, в Тамбовской области существует множество открытых вакансий. К примеру, требуется 19 агрономов, а на учете состоит только четыре таких специалиста, из 11 необходимых акушерок на учете – ноль, также нет желающих работать водителями автобусов, которых нужно 38 и ветврачами, которых требуется 44. Водителями автомобиля готовы принять 335 человек, а зарегистрировано всего 28, водителей погрузчика тоже нет при требуемых 23 специалистах. Только один врач зарегистрирован на 75 незакрытых вакансий, медсестер нужно 33, но и тут желающих не находится. Причем, по некоторым специальностям в регионе вообще не обучают. К примеру, есть информация о необходимости 113 сборщиков обуви, а в наличии только один. Также в регионе остро не хватает специалистов по работе с железобетонными изделиями.

По поводу дефицита медперсонала, в частности, акушерок, дала разъяснения замдиректора по практическому обучению, преподаватель высшей категории Тамбовского медицинского колледжа Ольга Шишкова:

«Здесь основная проблема кроется в профориентации. На акушерское дело идут те, кто не поступил на лечебное или сестринское дело и те, кто действительно хочет быть акушеркой. Последних очень мало. На эту же специальность идут и мальчики, которым нужна отсрочка от армии. В итоге,  мы на бюджете обучаем много специалистов, а трудоустраивается гораздо меньше. Вопрос тут еще и в оплате труда. Медсестры и акушерки получают очень низкие зарплаты в нашем регионе. Это, в  основном, минималка. Естественно, они идут работать в частные клиники или уезжают в соседние регионы, где заработная плата гораздо выше».

Системный вопрос

Чтобы добиться положительной динамики  в вопросе борьбы с дефицитом кадров рабочих специальностей, участники предлагали различные меры, в том числе они касались повышения социальной ответственности бизнеса, возрождения практики трудового воспитания в школах, улучшения взаимодействия между службой занятости,  бизнесом и образовательными учреждениями.

«Уверен, что практика трудового воспитания и начальной военной подготовки в школы вернется. Сейчас большинство детей не готовы работать физически, потому что в интернете заработать проще. Более того, молодежь не считает человека труда статусным, в частности и из-за размера оплаты труда. С этими вопросами нужно работать», — сказал председатель Совета федерации практической стрельбы Тамбовской области, член общественного совета при Тамбовской облдуме Андрей Сапрыкин.

По мнению председателя Ассоциации «Агрошколы России», директора Татановской СОШ Тамбовского района Ольги Илларионовой, заниматься подготовкой специалистов нужно школам совместно с учреждениями профессионального образования и потенциальными работодателями. Однако, даже в этом случае нельзя будет рассчитывать на то, что все ученики станут рабочими, ведь у каждого ребенка есть свои интересы и способности.

В ходе обсуждений выяснилось, что нехватка рабочих рук на производствах – вопрос системный и его корни лежат в профориентации в школах. Именно оттуда, по мнению представителей вузов и ссузов стоит начинать подготовку кадров. При этом, в Тамбовской области катастрофически не хватает абитуриентов, готовых поступать на технические специальности в вузы, так как школьники боятся сдавать профильные физику и математику. Грамотных учителей физики и математики в школах сейчас дефицит. О нехватке учителей свидетельствуют и данные областного управления труда и занятости.

Молодые специалисты не приходят, так как их просто нет. По словам представителей ТГУ имени Г.Р. Державина, долгое время в области готовил физиков, химиков, экологов. Без педагогического образования, которое будет являться для этих студентов вторым, а значит платным, они не имеют права работать в школах. Сейчас в рамках нового проекта начали готовить учителей узких специальностей, но сколько из них решит связать свою жизнь с педагогической деятельностью никто прогнозировать не может.

Кроме того, по словам директора института экономики и управления МичГау Ольги Анциферовой, в регионе наблюдается «демографическая яма», то есть в период с 1992 по 2005 годы был заметный спад рождаемости. Из-за этого есть дефицит не только кадров, но и студентов в целом.

«Выпускник института никогда сразу на производстве большие деньги не получал, но люди работали. Сейчас система профессиональных стандартов кардинально изменилась. Вместе с тем, в пять-шесть раз меньше выпускников. Лучшие из них уезжают по городам и весям, а мы остаемся с тем, что есть. Мы можем как угодно их стимулировать как угодно, но их мало», — сказала Ольга Анциферова.

Фото: Собиз Инфо

В качестве меры удовлетворения потребностей предприятий в кадрах Иван Агафонов предложил обратиться к нацпроекту «Повышение производительности труда и поддержка занятости». В соответствии с проектом, предприятие может провести обучение для своих нынешних или будущих сотрудников за государственные деньги. На обучение одного сотрудника предусмотрено 59 тысяч рублей.

Тем не менее, даже после обучения сотрудника на предприятии никто не может гарантировать, что он останется на нем работать. На эту тему высказал свои идеи профессор кафедры госуправления и гуманитарных дисциплин Тамбовского филиала РАНХиГС Игорь Санжаревский. Он предложил предпринимателям стимулировать сотрудников льготными корпоративными кредитами под низкий процент, а также закладывать в статью расходов те материалы и сырье, которые потребуются для обучения работника.

Фото: Собиз Инфо

Депутат Тамбовской областной Думы Павел Плотников с возмущением отметил отсутствие на круглом столе представителя областного управления образования и науки. Хотя заявленная тема напрямую касалась полномочий этого ведомства. Более того, в ходе обсуждения выявились серьезные недостатки в координации усилий производственников и организаций среднего профессионального образования по вопросам подготовки кадров.  Павел Плотников пообещал поставить перед руководством области вопрос о профпригодности тех, кто отвечает за финансирование среднеспециальных образовательных заведений региона. Говоря о необходимых мерах, депутат предложил два серьезных шага, которые нужно сделать на федеральном уровне.

«Первое, что хотелось бы отметить, это то, что всем нужно стучаться во все двери: бизнесу, учебным заведениям, политическим партиям, профсоюзам, чтобы была разработана федеральная программа регионального развития. Ситуация, в которой более крупные города забирают из нашей области лучших специалистов, не поменяется, пока государство не добьется более равномерного социально-экономического развития регионов. Во-вторых, высшее образование в стране должно быть доступным, но не обязательным для всех. Не нужно стимулировать получение высшего образования просто для престижа. Необходимо определенное перераспределение внимания государства между высшим и средним профессиональным образованием в пользу последнего. Лучше, если молодой человек получит качественное среднее профессиональное образование и будет востребован на рынке труда, чем получит в вузе диплом, но не знания», — пояснил Павел Плотников.

Председатель Тамбовского областного объединения организаций профсоюзов Геннадий Афанасов подчеркнул, что дефицит кадров рабочих специальностей на Тамбовщине испытывают практически все сферы. Главной мерой по борьбе с оттоком молодежи он назвал повышение зарплат в госсекторе. Вторая мера – повышение социальной ответственности бизнеса, так как ссузы не в состоянии подготовить востребованных специалистов в силу недостаточного финансирования.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

Дискуссия в ходе круглого стола получилась достаточно эмоциональной. В ходе обсуждений прозвучало множество доводов и разъяснений как от бизнеса, так и от представителей сферы образования. К сожалению, не все приглашенные приняли участие в беседе. При этом, многие присутствовавшие согласились с тем, что для развития Тамбовской области необходимы квалифицированные кадры и для этого нужно своевременно прогнозировать потребность в них и целенаправленно готовить именно нужных специалистов. Считаю, что одним из путей решения этой проблемы может стать увеличение количество целевых направлений. В этом случае родитель будет спокоен за поступление ребенка в учебное заведение и за его дальнейшее трудоустройство, а работодатель будет уверен, что его воспитанник после получения образования придет именно к нему. По итогам круглого стола эксперты фонда сформируют предложения, которые мы направим в органы власти регионального и федерального уровня. Потому что без участия государства, без достаточного финансирования подготовки специалистов со средним профессиональным образованием проблему дефицита рабочих кадров не решить.

Близко по теме:

ВСЕГО КОММЕНТАРИЕВ: 11

  1. Не существует легких денег. Точнее есть сложные инструменты заработка. Был мир до и после. Все эти методы не работают.

  2. Было бы хорошо вернуть прежнюю систему обучения специалистов, когда определённое предприятия подписывало контракт с молодыми людьми на обучение. Всё время обучения учащийся проходит параллельно практику на данном предприятии. А по окончании приходит на предприятие уже как специалист, имеющий практику, опыт. Этого не стоит дожидаться от властей, а предприятия могут самостоятельно это внедрить уже в настоящем времени.

  3. Молодёжь сейчас не хочет работать, все хотят сразу стать большими начальниками, потому что насмотрятся на красивую жизнь в социальных сетях и также хотят. Но и работодатели боятся лишний раз взять вчерашнего студента на работу без опыта, а где брать опыт, если на работу не берут. Надо налаживать коммуникацию в этом направлении.

  4. СПО будет сложно, почти невозможно, угнаться за развитием производств. У него просто нет денег, чтобы обновлять учебные базы и курсы. К тому же сейчас нет единого стандарта производственных процессов. На заводах одной отрасли может стоять (и стоит) совершенно разное оборудование. Выход может быть таким: СПО должно давать отраслевой базис, основу — общее представление об отрасли, а предприятие уже будет доучивать на месте под свою специфику. Или СПО должно обучать только по стандартным общевостребованным специальностям, которые не меняются со временем — водитель, каменщик, медсестра и т. д.

  5. Знакомая проблема, учебные заведения якобы не успевают подстроиться под требования рынка Труда, работодатели — хотят специалистов, но не хотят вкладываться в их подготовку.
    Проблема из-за отсутствия конструктивной коммуникации

  6. Работодатели, принимающие активное участие в образ.процессе, не всегда честно ведут себя по отношению к обучающимся. Акцент на формировании исключительно узких проф.компетенций приводит к подготовке очень узкопрофильный специалистов, которые попадают в зависимость от работодателя. Удобная позиция, но во вред обучающимся.

  7. Не надо говорить , что где-то , кого-то плохо учат . Во все времена (сужу по себе) после окончания учебного заведения , приходишь на предприятие и заново осваиваешь профессию . В этом нет ничего плохого . О маленькой зарплате : любой бизнес всегда будет экономить . Государство должно составить конкуренцию бизнесу во всём и везде . Перекупы занижают цены на сельхозпродукцию — должна быть госзакупка , строители дерут цены за метр — рядом должен строиться госдом . И когда в госсекторе зарплату будут платить достойную и бизнес будет вынужден подтянуться . А государство просто не хочет участвовать в таких проектах : хлопот много , а деньги , по их меркам смешные . Толи нефть или газ .

  8. Проблема образования глобальная и касается не только нашего региона. Есть деньги или знакомые — «выучишься»! Многое зависит также и от работодателя, при приеме на работу например бухгалтера нужно обязательно чтобы он обладал навыками юриста, программиста и секретаря т.к. платить и раздувать штат никто не хочет. Так удобно один за всех, а зарплата за одного! Либо по факту нагружают делами не по должности. Работодатель должен быть заинтересован в постоянном повышении квалификации и обменом опытом, а зачастую денег жалко!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь