Главная Общество Любой регион начинается с аэропорта

Любой регион начинается с аэропорта

О необходимости транспортной доступности в Тамбовской области, а также о том, как совмещать работу пилота и депутатский мандат, нам рассказала Светлана Слегтина.

У этой красивой хрупкой девушки поистине мужской характер. В свои 28 лет она управляет самым большим двухдвигательным самолётом в мире и является депутатом Тамбовской областной думы седьмого созыва.

Светлана экстерном окончила школу, отучилась в Сасовском лётном училище гражданской авиации, где из 150 человек на курсе было всего 3 девушки. В 18 лет она совершила первый самостоятельный полет, а ещё через два года поступила в Ульяновский институт гражданской авиации и в 2017 году окончила его с отличием, а затем в 2019 году окончила магистратуру по профилю «Управление авиационной безопасности». Первым местом работы, где закалился характер Светланы, стала авиакомпания КрасАвиа». Летать приходилось в самые отдаленные населённые пункты Сибири при очень низких температурах.

Сейчас наша героиня работает в компании «Аэрофлот» и пилотирует Boeing-777 — самое большое двухдвигательное воздушное судно в мире. Кроме того, в 2021 году Светлана стала депутатом Тамбовской областной Думы от фракции «Единая Россия».

— Если вы у вас сейчас была возможность вернуться назад, вы бы стали что-то менять в своей жизни или опять выбрали бы небо?

— Абсолютно точно я бы выбрала работу пилотом. Я вообще ни о чём не жалею. Я с самого начала снова пошла бы в региональную авиакомпанию. Действительно, работа в 20 лет в условиях крайнего севера при максимально низких температурах очень закаляет характер. У меня там даже перчатки прилипали к штурвалу, потому что не обогревался самолёт в минус 50 градусов. Было реально холодно. Когда в 20 лет уезжаешь абсолютно одна в Сибирь и начинается настоящая мужская работа – это откладывает определённый отпечаток на человека. Я бы не стала менять эту часть своей жизни. Потому что именно эта борьба, эти достижения привели меня к тому, что сейчас я и стала депутатом. Когда ты знаешь, как решать серьёзные проблемы, когда ты уже состоялась и создала для себя жизнь, которую хотела, после этого всего хочется помогать другим людям и делать что-то хорошее для них.

— Как пилот и депутат одновременно какие инициативы вы хотите реализовать на Тамбовской земле в первую очередь?

— Конечно, хочется привести в порядок аэропорт. Когда я впервые познакомилась с временно исполняющим обязанности главы администрации Тамбовской области Максимом Борисовичем Егоровым, первой темой нашего диалога стал аэропорт «Тамбов». Я считаю, что близость нашего региона к федеральному центру и отсутствие должного аэропорта – это недопустимо. Само здание и взлётная полоса были построены ещё в 70-е годы. Аэропорт уже довольно старый. По всем современным стандартам он отстающий и, как его назвал один из владельцев холдинга «Аэропорты регионов» Виктор Вексельберг, «лежащий на боку». Потому что нельзя летать ночью, у нас тут очень высокие минимумы, из-за которых происходят задержки рейсов. Если погода становится чуть хуже, уже лететь нельзя. Полоса находится просто в плачевном состоянии. Да и само здание, естественно, требует ремонта. Если сравнивать по стоимости капитальный ремонт и модернизацию существующего здания и строительство нового аэропорта по современным стандартам, то строительство с нуля обойдется гораздо дешевле.

— Что конкретно вы предлагаете сделать в этом направлении?

— Когда мы обсудили тему аэропорта с Максимом Борисовичем, я пообещала от себя помогать и как пилот, то есть привлекать к этому делу экспертов из авиационного мира и использовать все свои возможности для нашего региона. Активная работа в этом направлении уже началась. Можно заметить, что у нас стали открываться новые рейсы. И в Москву участились рейсы, и новые направления открываются с 2022 года. Раньше меня очень обижало, когда я знакомилась с людьми, местные всегда говорили, что про Тамбовскую область никто не знает. Я на это всегда отвечала, что в каждом населенном пункте есть улица Мичуринская или проспект Мичурина. И тамбовского волка тоже знают все. Сейчас я абсолютно верю в то, что новый губернатор доведет до конца историю с аэропортом. С моей помощью или без неё. Видно, что он хочет привести в порядок регион и сделать что-то хорошее для людей. Аэропорт – это лицо региона, его визитная карточка. Это то, с чего любой регион начинается. И вокруг аэропорта всегда строится жизнь. Это здоровая психология градостроительства. Когда люди могут прямо из дома путешествовать и открывать для себя границы, они не захотят отсюда уезжать навсегда. Ведь основная проблема всех регионов – отток людей в столицу, поближе к цивилизации. Потому что из Тамбова нет прямых регулярных рейсов в нужные города, людям приходится добираться на перекладных, и этот негатив накапливается.

Я считаю, что открытие новых рейсов, открытие границ и строительство нового аэропорта – это важно. У меня, например, как у лётчика, есть идея сделать на базе тамбовской областной больницы врачебно-лётную экспертную комиссию. У нас есть областная больница, у нас есть хорошие врачи. Почему бы грамотно не использовать то и другое? Естественно, это даст возможность создать дополнительные рабочие места для врачей и увеличить им зарплату. Максим Борисович эту идею поддержал, но для её реализации надо сначала вплотную заняться самим аэропортом. Открытие дополнительных рейсов стало началом этой работы. Это была исключительно инициатива главы региона. Нужно, чтобы люди были мобильны, чтобы они не были ограничены только Тамбовом и областью. Я даже сама, прилетая сюда на самолёте, вижу, что рейсы полные. Развитие регионального туризма тоже начинается с аэропорта. Но мало об этом говорить, нужно и что-то для этого делать.

Когда мы начали разговаривать про обновление аэропорта, я подумала, что после такой масштабной реконструкции мальчик из песни Мурата Насырова наконец сможет доехать в Тамбов, потому что сюда будут летать самолёты и ходить поезда. Конечно, такое сравнение – это и смешное, и грустное одновременно.

— Какие конкретные шаги уже сейчас предпринимаются в отношении реконструкции аэропорта «Тамбов»?

— Да, есть конкретные идеи, которые уже начали воплощать в жизнь.Когда Максим Борисович пришел в регион, он сказал, что инвестиционный потенциал у Тамбовской области высокий. И я уверенна, что он – человек дела. Тем более, что у него за плечами колоссальный опыт работы заместителем министра строительства и ЖКХ. Это должность, на которой действительно приходится очень много работать. Поэтому он и в нашем регионе готов трудиться. В частности, по аэропорту работа уже ведётся. Впервые за всё время нашлись потенциальные частные инвесторы. Виктор Вексельберг и Роман Троценко, например. Их совместное предприятие «Аэропорты большой страны» («АБС»), которое принадлежит на паритетных началах холдингу «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга и «Новапорт» Романа Троценко, займется развитием «целого пласта аэропортов, которые находятся в весьма плачевном состоянии. Конечно, речь, не только о Тамбовской области, но и о наших ближайших соседях. В список попали Брянск, Курск, Липецк, Пенза, Тамбов и Ярославль. Из них дальше всего от федерального центра находится пензенский аэропорт – примерно 560 километров или 1,5 часа на самолете от Москвы.

Что касается конкретно Тамбовской области, до этого момента были просто субсидии на рейсы от Росавиации, которые не гарантируют развитие самого аэропортового комплекса. То есть по факту регулярности никакой не было, потому что субсидии на рейсы сегодня есть, а завтра их уже нет. Добавление регулярных рейсов и расширение географии стало первым шагом в нужном направлении. Сейчас можно с уверенностью говорить, что хороший аэропорт будет.

— Можете ли вы сравнить пассажиропоток тамбовского аэропорта с другими аэровокзалами? И как эта цифра влияет на ситуацию в целом?

— Сейчас пассажиропоток в тамбовском аэропорте является одним из самых низких в центральной России. Для сравнения, в Пензе пассажиропоток составил 178 тысяч человек, в Курске — 88 тысяч, в Ярославле – 83 тысячи, а в Тамбове всего 28 тысяч пассажиров. Это цифры за 10 месяцев текущего года по данным Росавиации.

Это говорит не о том, что у нас люди летать никуда не хотят. Нет, просто условия для этого не созданы. Благодаря открытию новых рейсов с января мы увеличиваем пассажиропоток при тех условиях, которые есть сегодня. В дальнейшем, по мнению аналитиков, через пять лет пассажиропоток будет в разы выше. Потому что для этого будут созданы все условия, и люди будут понимать, что мы недалеко от федерального центра, поэтому добраться до Москвы можно просто и быстро.

— Как вы оцениваете увеличение регулярных рейсов из Тамбова в Москву?

— До недавнего времени у нас полёты в Москву вообще были отменены. И это несмотря на то, что многим тамбовчанам приходится часто бывать в столице по работе или учёбе, но возможности добраться туда быстро у них не было. На самом деле, именно эта причина толкает людей к тому, чтобы из Тамбовской области уезжать. Это очень весомый фактор. Если бизнесмену нужно ездить в Москву и потратить на это кучу времени и сил, то велика вероятность, что он в конце концов просто переедет в столицу, потому что там ему удобнее вести дела. То же самое касается и молодёжи, которая уезжает на учёбу в федеральный центр и потом уже не возвращается в Тамбов жить и работать. Это серьёзно сказывается на экономике региона и на уровне жизни населения в целом.

Я не знаю, в чём был основной посыл власти отменять эти рейсы. Наверное, руководствовались определённой экономией бюджета. Но при этом сам бюджет в итоге страдает от того, что вместе с уходом предпринимателей теряется и определённая доля налогов. А что касается уровня жизни, так изначально бюджет создан для того, чтобы обеспечить людям этот нормальный уровень жизни.

— Как количество регулярный рейсов влияет на транспортную доступность региона в целом?

— Общаясь с людьми, я понимаю, что очень много людей работают в других регионах. Необходимость транспортной доступности я поняла в Сибири. Там это очень ярко выражено. Если здесь мне как депутату говорят о качестве дорог, то там их нет вообще. Там есть просто грунт, который размывает весной и осенью и, кроме как с помощью авиации, добраться вообще никуда невозможно. Там есть такие населённые пункты, которые ждут самолёт как манну небесную. И для них это важно. Сложно поставить на одну чащу весов Сибирь и Тамбовскую область, но всё-таки мы – это Центральный федеральный округ, мы должны задавать тон, но мы сейчас не просто отстаём, а буквально находимся на последнем месте по некоторым показателям.

— Вы сказали, что готовы помогать региону не только как депутат, но и как пилот. В том числе в части приглашения столичных экспертов для оценки текущей ситуации. Расскажите, были ли уже подобные рабочие визиты в Тамбовскую область, и какой результат они дали?

— Сейчас началась цифровизация региона. Например, недавно приезжал мой товарищ Андрей Шкеть из Сколтеха. У вас было с ним большое интервью, где он подробно рассказал о перспективах развития нашего региона со своей точки зрения. Сейчас действительно идёт очень серьёзная работа во многих направлениях. И ещё один важный момент – не должно быть такой ситуации, что администрация области живёт в одном мире, а вся область вместе с её жителями – в другом мире. От этой модели нужно уходить, потому что это «девяностые головного мозга». Радует, что приехал новый руководитель со свежим взглядом, он имеет колоссальный опыт работы в исполнительный власти и ему верит президент. Ведь сам Владимир Владимирович пригласил его на работу в нашу область. Поэтому у него точно нет цели все «распилить» и уехать.

Наоборот он работает над привлечением денег из федерального бюджета, поручает муниципалитетам активнее работать над участием в нацпроектах. Даже тот же аэропорт отремонтировать без федеральных средств практически невозможно. Бюджет области такую нагрузку точно сразу не потянет. Раньше даже частные инвесторы нашим аэропортом не интересовались. Почему? На мой взгляд, просто не было нормального диалога. Есть золотое правило экономики: спрос рождает предложение. В нашем случае теперь предложение должно порождать спрос. То есть для того, чтобы на нашу область сейчас инвесторы обратили внимание, чтобы на нас появился спрос, нам нужно для начала самим предложить и показать, что у нас есть и что можно развивать. Инвесторам нужно просто узнать, какие у нас есть ресурсы, чтобы принять решение вкладывать деньги в Тамбовскую область.

— Планируются ли в ближайшее время встречи с другими экспертами из Москву на предмет развития авиасообщения в Тамбовской области?

— Одна из интересных встреч запланирована на январь. В наш регион с рабочим визитом приедет Илья Зотов. Он член Общественной палаты России, председатель Общероссийского объединения пассажиров. Илья планирует проверить работу транспорта и транспортной инфраструктуры города Тамбова. По итогам рабочего визита он подготовит перечень рекомендаций для органов власти по развитию транспортного комплекса.

— У вас сложная и ответственная работа, как у пилота, и при этом очень большая занятость, как у депутата облдумы. Как вам удаётся всё успевать и при этом сохранять баланс между работой и личной жизнью?

— На самом деле секрет прост. Надо любить то, что ты делаешь, и получать удовлетворение от результата своей работы. Быть пилотом я мечтала с детства, и эта мечта сбылась. Это стоило мне больших усилий и серьёзной работы над собой, но я очень довольна тем, что я смогла стать хорошим пилотом.  Я подала заявку на участие в конкурсе «Лидеры России. Политика» и вышла в финал. С этого и началась моя политическая карьера. Затем выиграла выборы в облдуму. Впереди  –  серьёзная работа. И то, что я пилот, мне очень помогает в политике. Я никогда не опаздываю и умею решать поставленные задачи. Моя цель – не обсудить проблему, а найти для неё решение. И я очень рада, что мои близкие поддерживают меня во всех начинаниях. Родители гордятся потому, что я могу реально помогать людям. Тем более, что теперь мы с ними видимся очень часто, ведь я провожу в Тамбове все свои выходные. Муж тоже меня всячески поддерживает, и я ему за это очень благодарна. Он из тех мужчин, для которых важно, чтобы женщина была равноценным партнёром. С его стороны никогда не было никакого давления, наоборот мы являемся стимулом друг для друга. Я считаю, что мне очень повезло – и с семьёй, и с работой.

— Как вы себя чувствуете, когда приходится лететь на самолёте в качестве пассажира? Нет ли какой-то профдеформации?

— Когда я летаю пассажиром, я всегда сплю. Конечно, в Тамбов лететь чуть больше часа, тут не поспишь особо. Но когда летаю на более дальние расстояния, например, на отдых – я всегда сплю, мне больше вообще ничего не надо. Я самый лучший пассажир – не ем, не пью, не разговариваю. Мне нужны только подушечка и плед. Я абсолютно доверяю пилотам, потому что я сама прохожу точно такую же подготовку и точно понимаю, что в случае внештатной ситуации пилот на 100% с этим справится. Обожаю летать, но пассажиром летаю очень редко, из-за того, что теперь моя политическая жизнь заполняет все мои выходные и отпуска. В этом году все 70 дней отпуска и все оставшиеся выходные я провела в Тамбовской области, работая в рамках избирательной кампании. Потому что мне было важно проехать весь свой избирательный округ и узнать, что людей реально волнует и беспокоит. Собственно, сейчас я и работаю над всеми теми просьбами, которые услышала во время избирательной кампании. Это моё личное мнение, что нельзя стать депутатом, не понимая свой округ и своего избирателя.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:

— Транспортная доступность нашего региона действительно очень важна – как для простых людей, так и для представителей бизнеса. Многим предпринимателям часто приходится ездить в столицу по рабочим вопросам. Поэтому очень хорошо, что самолёты в Москву теперь летают ежедневно по будним дням, а также открываются новые направления для прямого авиасообщения. Конечно, аэропортовый комплекс давно нуждается в масштабной реконструкции. Без его модернизации дальнейшее развитие транспортного сообщения с другими регионами стоит под большим вопросом.

Фото: личный архив Светланы Слегтиной

Близко по теме:

ВСЕГО КОММЕНТАРИЕВ: 1

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь