«Россия – храм души» — это совместный медиапроект двух скульпторов, Владимира Амодео и Николая Янидиса. Один из них создал религиозные скульптуры, а второй – светские. Суть проекта состоит в том, чтобы сделать искусство ближе к людям. Скульпторы в буквальном смысле вынесли свои работы на городские улицы. Некоторые из работ весьма символичны, в то время как другие изображают вполне конкретных людей. В рамках проекта «Россия – храм души» Владимир Амодео и Николай Янидис планируют проехать по разным городам страны и сфотографировать свои работы в известных для жителей конкретного города локациях – на фоне храмов, внутри музеев, в знаковых местах и рядом с достопримечательностями. Итогом проекта станут профессиональные фотографии, показывающие город с необычного ракурса. Причем важная часть этих фоторабот – это именно скульптуры героев нашей статьи. Чтобы посмотреть выставку фотографий, не нужно будет идти в музей или в галерею, ведь авторы проекта «Россия – храм души» разместят их прямо в интернете в открытом доступе. Так искусство станет ещё доступнее и понятнее каждому.

Первым городом в рамках проекта стал Тамбов, а вторым будет Самара. В областном центре съемочная группа во главе с Владимиром Амодео и Николаем Янидиса провела три дня. За это время они успели посетить множество локаций, открыть выставку в стенах духовной семинарии, попасть под ливень, запечатлеть на фото красивейший закат и даже подняться на самую высокую колокольню в Тамбове. Проект «Россия – храм души» реализуется при поддержке тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу «Собиз Инвест» и тамбовской епархии.

Наш корреспондент побывал на локациях вместе с авторами проекта и узнал всю информацию из первых уст. Вот что рассказал о проекте скульптор Владимир Амодео.
— Расскажите, как родился ваш проект?
— Я бы не хотел говорить, что это новый проект и что мы делаем что-то особенное или оригинальное. На самом деле идея очень простая. Это интернет-контент, но контент более позитивный и созидательный. Мы хотим показать страну и города, в которых мы живем, с их лучшей стороны. Конечно, недостатки есть везде, но, мне кажется, что нужно показывать лучшие места, лучшие, храмы, лучших людей. Так и родился этот проект. Кстати, все проекты обычно рождаются случайно, за чашкой чая или кофе. Посидели, поговорили и решили попробовать поработать в этом ключе. Думаю, что мы пойдем дальше и не ограничимся только Тамбовом. Хочется гордиться домом, в котором мы живем.
— В чём суть проекта «Россия – храм души»?
— Знаете, сейчас есть новое слово «синергия», так и наш проект – это некое объединение современного искусства. Цель проекта – привлечь искусство к социальной рекламе. Да, это современные скульптуры. Да, это работы современных мастеров. Я с собой привез прекрасного скульптора – Николая Янидиса. Также в проекте задействованы и мои работы.Мы фотографируем наше современное искусство на фоне нашей прекрасной страны. Мне кажется, что получается очень даже неплохо, но посмотрим, что скажет зритель, за ним последнее слово, как обычно.

— Где зрители смогут увидеть результаты вашей совместной работы с Николаем Янидисом?
— Сейчас я вам не готов перечислить список всех ресурсов, где можно будет посмотреть результаты проекта «Россия – храм души», но, думаю, что зрителей будет много. Вообще в интернет-пространстве зрителей всегда намного больше, чем в оффлайне. Даже на открытие крупных выставок приходит 500-1000 человек. Причем собрать такой зал всегда очень сложно. А интернет в этом смысле сыграет нам на пользу, поможет нам. За ним будущее. В интернете нет ничего плохого, главное, чтобы мы и более взрослое поколение от него не отмахивались.

Название «Россия – храм души» отражает саму суть проекта. Авторы постарались соединить храм божий, храм светский и храм человеческой души. Владимир Амодео стал автором абстрактных скульптур, показывающих человеческие эмоции. Скульптор Николай Янидис показал своё видение религиозных персонажей. С собой в Тамбов он привез шесть скульптур. Среди них три вполне конкретные исторические личности: Сергий Радонежский, Антоний Печерский и Паисий Святогорец. Ещё три скульптуры имеют более символическое значение, они называются «Поцелуй Иуды», «Молитва монахов» и «Монахиня». В рамках проекта «Россия – храм души» в тамбовской духовной семинарии прошла выставка Николая Янидиса, после которой автор работ рассказал нам о своих скульптурах.
«Антоний Печерский».

— Антоний Печерский – это основатель Киево-Печерской лавры и монашества на Руси. Он был подвижником на горе Афон, а затем отправился в киевскую Русь. Когда я ещё жил в Греции, меня пригласили на международный симпозиум по скульптуре. Греция – моя историческая родина, там я прожил более 20 лет, но в последнее время я больше живу в России. Когда меня позвали на симпозиум в 2005 году, я решил сделать памятник Антонию Печерскому, как символ объединения монашества Греции и Руси. И предложил установить этот памятник в Николо-Угрешском монастыре в городе Дзержинске. Мою инициативу поддержали. Я сделал небольшой эскиз. Скульптура, которую я привез с собой в Тамбов, как раз мой эскиз в натуральную величину. И по этому эскизу я выполнил работу в граните высотой 2,5 метра на территории монастыря. Я иногда бываю там. Приятно, когда люди проходят мимо, крестятся. Скульптура уже прижилась там и даже обросла своими легендами. Например, по одной легенде скульптура просто возникла из ниоткуда – днём её не было, а ночью она сама собой появилась. Конечно, мне приятно, что к моей работе относятся почти как к чуду.
«Паисий Святогорец»

— Я просто был в тех местах, где он жил, ходил по тем же тропам. И затем образ этого афонского старца отразился в моей скульптуре. К его могиле и сейчас ходят люди непрерывным потоком, молятся, он помогает с исцелением. Пока эта работа только в эскизе, но у меня есть несколько предложений в Греции, чтобы установить памятник старцу.
«Монахиня»

— В северной Греции я был в одном монастыре. Это монахиня Екатерина. Она вышла из монастыря, и я ей увидел. Она была внутренне наполнена духовностью, это состояние сложно даже словами объяснить. Я постарался поймать этой образ её внутреннего наполнения, одухотворения. В своих работах при помощи пластики я некоторые задачи решаю по-своему – не как светскую скульптуру, а как более каноническую, духовную и церковную скульптуру. Это немного другое пластическое решение образа, в котором нет ничего лишнего, а только основное отражение состояния моего героя – состояние духовности, намоленности. Художник должен или радовать, или волновать. Поэтому я пытаюсь вникнуть в суть глубины души, чтобы моя скульптура волновала. Главное – чтобы она не оставляла людей равнодушными.
«Сергий Радонежский»

— Это эскиз, но есть вероятность, что со временем он может состояться в монументальном решении. Все мои скульптуры станковые, но я стараюсь делать их так, чтобы они смотрелись как монументальные. Чтобы затем скульптуру можно было увеличить, и она при этом зажила в пространстве.
«Поцелуй Иуды»

— Это очень сложная скульптура, и мне очень сложно объяснить её словами. Я её сделал и этим всё выразил, показал в бронзе то, что я чувствую к этой библейской истории, как я к ней отношусь. Предательство тут налицо. На самом деле, это только фрагмент скульптуры, есть ещё большое дерево, под которым всё это произошло. Но основное в этой скульптуре – это образы Христа и Иуды. По этой скульптуре понятно состояние того человека, который предал нашего спасителя.
«Молитва монахов»

— Я показал молитву двух уединенных монахов, которые находятся в такой лаконичном пространстве, в этой ладье. Они как бы уходят в мир иной и перед этим обращаются к богу, к молитве. Это маленькая станковая камерная работа, но она тоже имеет символичное значение.
— Николай, расскажите, у вас только религиозная скульптура?
— Нет, у меня много разных работ. Есть и религиозная скульптура. Иногда я, просто чтобы выйти из этого состояния, делаю работы другого характера. Как я выбираю героя? Что-то меня должно изнутри толкнуть на это. Грубо говоря, я могу ночью проснуться и, чтобы не забыть до утра, я что-то начинаю делать. Сразу леплю, чтобы запечатлеть этот момент, а потом уже идёт какое-то завершение, иногда могу работу отложить ненадолго. Вот, например, я Александра Невского лепил, он меня на какой-то стадии устроил, я его отложил ненадолго, но со временем вернусь к нему. Так образ постепенно подходит к конечному результату. На самом деле, у меня есть и много других работ, например, Серафим Саровский, Николай Чудотворец. Но все работы просто нереально взять с собой потому, что машина маленькая. В бронзе у меня более 40 больших и маленьких скульптур, есть и в воске или в пластилине, но их я даже не считаю.
Это не первый визит Владимира Амодео и Николая Янидиса в наш город. Тамбовчане уже знакомы с их творчеством и с нетерпением ждут новой стречи.
Комментирует древлехранитель Тамбовской епархии Георгий Неретин:
« Это удивительное событие не только для тамбовской епархии, не только для тамбовской духовной семинарии, это вообще событие для Тамбовщины. Мы встречаем богодухновенное творчество в этой скульптурной пластике, которое говорит нам о душе, которое говорит нам о Боге. Недаром этот федеральный медиапроект носит название «Россия – храм души». Действительно, Россия – это храм, наполненный людьми верующими, людьми, которые всячески утверждтаю традиции, заповеданные нам святыми отцами и нашими пращурами. И это очень здорово. Авторы этого проекта Николай Янидис и Владимир Амодео – удивительные личности, у них много прекрасных работ. Это результат некоторого духовного всплеска. Глядя на религиозные скульптуры Николая Янидиса, могу сказать, что он воплощается в этих работах, переживает всю историю бога и человека, весь путь с момента создания человека богом. Он показывает даже те страшные моменты христианской истории с первых шагов Христа на земле, которые были сопряжены с предательством. Именно этот момент художник, пронеся через всю свою душу, через сердце, вылил в такую композицию: с одной стороны — величественнейшую, с другой стороны – трепетно-страшную, когда мы видим предательство Иуды. Где Иуда пожимает руку спасителю, а за спиной он уже занес предательский меч. Это удивительное творчество. Поэтому благодарность величайшая художникам и устроителям этого медиапроекта за то, что мы имеем честь узреть их творчество».
Какое проницательное фото со скульптурой Сергия Радонежского вышло!
Очень прикольно получилось! Считаю что этот проект достоин развития его по стране, и думаю что не стоит ограничиваться светской или православной скульптурой и архитектурой, можно использовать также и этническую и культурную составляющую народов конкретных областей проживания!
Во времена тик тока, Малахова и т.п. такой проект выглядит, как белая ворона. Хотя должно быть наоборот. Такие проекты должны быть востребованными на ТВ, в интернете. На них должна воспитываться молодёжь . Может я говорю, как старпер, но жаль, что возможностей для таких проектов всё меньше, а для лгбт всё больше .
Великолепно! И скульптуры и композиции ! Браво!
Такие одухотворенные и влюбленные в свое ремесло люди вызывают чувство глубокого уважения. Какое счастье найти свое предназначение в жизни. В каждой скульптуре просматривается вложенная частичка души автора. Спасибо, что делитесь своим творчеством!
спасибо за ложку мёда! А то всё про повышение, да повышение цен… одна грусть и печаль.
Помощи Божией Вам в Вашем не легком деле🙏
В наше время, к сожалению, люди вынуждены больше думать о материальной составляющей жизни, а в этом проекте заложена и наша история, и духовность, и добродетель. Таких проектов, я считаю, очень сейчас не хватает людям.
Очень интересная задумка. Приятно, что на фоне бесполезных селфи и снимков еды, остались люди, неравнодушные к вопросам религии и культуры
Прекрасный проект и чудесные снимки. Мне кажется, нужно провести в нашем городе выставку подобных , не побоюсь того слова, произведений искусства. пусть молодёжь полюбуется на что-то действительно достойное.