Главная Статьи Минус один

Минус один

С Тамбовского рынка уходит еще одна региональная сеть

О важности развития конкуренции в бизнесе давно говорится на всех уровнях власти. За соблюдением правил конкуренции в нашей стране следит Федеральная антимонопольная служба. Доля оборота торговых сетей в общем объеме розничной торговли неуклонно растет. Фактически, вместо конкурентного рынка мы получили неестественную торговую монополию. Да, закон регулирует долю сетей на рынках — не более 25 процентов объема продовольственных товаров в пределах субъекта Федерации, это касается одной торговой сети. Сети пользуются лазейкой – 25 процентов считают от выручки, а не от занимаемых площадей. Соответственно, посчитать данный показатель весьма проблематично. Несколько сетей, неформально объединившись и установив свои правила, уже давно правят балом, занимая гораздо больше половины рынка.

Крупные федеральные сети настолько тщательно изучили все прорехи отечественного законодательства, что и без нарушения законов вытесняют конкурентов с рынка, стремясь стать монополистами в регионах.

Без «Огонька»

Тамбовская область — не исключение. Федеральные торговые сети шаг за шагом «захватывают» рынок, вытесняя местные торговые сети.  К примеру, в Тамбовской области закрывается еще одна крупная торговая сеть, которая успешно работала на территории региона более пятнадцати лет. Речь идет о продаже торговой сети магазинов «Эконом» и супермаркетов «Огонек», принадлежащей группе владельцев, в том числе Алексею Шурлаеву и Константину Ворожейкину. По словам сотрудников магазинов сети, закрытие филиалов начнется с июля, из других источников известно, что этот процесс запустят в декабре. Заменят закрывшиеся магазины  торговые точки известной торговой сети.

Что данное решение значит для экономики области и тамбовчан? Во-первых, это закрытие привычных для горожан торговых точек. Ни много ни мало, а 23 «Огонька» и 12 «Экономов» много лет радовали тамбовчан широким выбором продукции собственного производства и товарами местных производителей. Покупатели уже сокрушаются по этому поводу.

— Куда не глянь, кругом сети эти федеральные. Они как грибы растут. А в «Огонек» я каждый день хожу. Тут и картошечка наша тамбовская, и овощи наши, консервы очень нравятся тамбовские, хлеб изумительный собственного производства, молочко местное свежее всегда. И самое основное – кулинария вкусная и свежая. Я здесь и салаты беру, и гарниры. Очень мне удобно, особенно, когда готовить нет времени. Жалко, что не будет больше этого магазина, — говорит посетительница «Огонька» на МЖК Дина Иванова.

Пока официально никто не комментирует, о каком именно крупном торговом игроке идет речь, но различные источники сообщают, что «Огонек» перейдет в собственность X5 Retail Group. Это розничная компания, управляющая портфелем таких сетевых брендов как «Пятерочка», «Карусель», Перекресток». В случае продажи «Огонька» и «Эконома», в регионе останется только одна местная торговая сеть — «Бегемот», о которой сетевое издание «Собиз Инфо» писало ранее. Напомним, на сегодняшний день «Бегемот насчитывает 23 магазина по Тамбовской области: в Тамбове, Рассказово, Сосновке, Токаревке, Кирсанове, Моршанске, Мичуринске и других населенных пунктах.

Стоит отметить, что закрытие торговой сети в Тамбовской области – далеко не первый случай. Ранее тамбовские предприниматели уже открывали такие сети как «Лига-плюс» и «Пятачок».

Что это значит?

Не секрет, что некоторой долей уставного капитала крупнейших розничных сетей в России владеют госбанки. Равняется она примерно 30 процентам. Таким образом, государство диктует производителям ценовую политику не только напрямую, но и косвенно. Первый вице-президент работающей по всей России агропромышленной фирмы «Мортадель» Эльвира Агурбаш еще в марте этого года говорила в Госдуме о том, что крупные торговые сети заняли монопольное положение на рынке и вместо того, чтобы развивалось производство, развивается розничная торговля именно в федеральных сетях. В итоге производственные предприятия терпят убытки. Объясняется это тем, что производствам необходим сбыт, но для входа в сеть оптовую цену приходится значительно занижать. Вследствие этого выручка производств падает, хотя издержки стабильно растут. На развитие денег не остается, хватает только на «выживание». При этом возникает парадоксальное явление – необходимо наращивать объемы производства, снижая закупочную цену, так как сетям выгодны крупные оптовые закупки. В результате товаропроизводители просто загнаны сетевым диктатом. Снижение оптовых цен неотвратимо ведет к ухудшению качества производимых товаров.

Естественно, что основная цель местных производителей — реализовать свою продукцию через все возможные каналы сбыта. И вот тут монополия крупных сетей «перекрывает» эти каналы, так как сети стали вытеснять даже малые форматы торговых точек, такие как магазины «у дома», небольшие ларьки и павильоны. Федеральные сети уже заняли все самые «оживленные места». По сути, крупный ритейл просто выталкивает с рынка местных товаропроизводителей.

— Региональные розничные сети всегда более лояльны к местным товаропроизводителям и поставщикам, чем федеральные. Региональные сети понимают специфику работы местных производителей и готовы закупать товары небольшими партиями. Из-за особенностей логистики, крупные федеральные сети себе такого позволить не могут и по причине собственных индустриальных стандартов отсекают большую часть предложений местных производств. Закрытие одной местной сети – это удар по производителям региона. Для них это перекрытие одного из ключевых каналов сбыта. Но бизнес есть бизнес. Если владельцы сети ее продают, значит для них это целесообразно, — прокомментировал ситуацию председатель регионального отделения «Деловой России» Иван Атин.

Если учесть долю государственного капитала в сетях, получается, что государство регулирует цены и оно же платит зарплаты бюджетникам, выплачивает пенсии. При этом к значительному повышению покупательской способности этих категорий граждан оно относится формально – денег пенсионерам и бюджетникам не всегда хватает даже на удовлетворение необходимых нужд. Особенно это заметно в нашем регионе.

К примеру, в рейтинге социально-экономического положения регионов-2021, подготовленном по заказу РИА Новости, Тамбовская область оказалась на 55 месте из 85. При этом, за год положение региона не изменилось.  Основой рейтинга служат ключевые показатели регионального развития за 2020 год: объемы производства, инвестиций, доходов бюджета и населения, уровня рождаемости и смертности. При этом соседи Тамбовщины занимают более высокие позиции в рейтинге. Отстает только Орловская область. В ТОП-20 вошли Белгородская (15 место) и Воронежская (16 место) области. Липецкая область занимает 23 строчку рейтинга, Курская – 34.

Что делать

Не секрет, что российская экономика находится в мире не на лидирующих позициях. Это заметно и внутри регионов. Однако, ситуацию можно исправить, применив опыт стран с развитой экономикой. Как ни странно, двигателем экономики в них является именно малый бизнес. К примеру, в Италии он формирует 80 процентов госбюджета.

Выходом для исправления ситуации может стать вмешательство руководства страны и изменение законодательства. К примеру, одним из вариантов мог бы быть закон, обязывающий сети федерального значения выделять торговые площади под товары местного производителя, упростить требования к местным поставщикам, снизить наценку на товары. Это помогло бы производителям продолжить работать, платить налоги и платить зарплаты сотрудникам.

Комментирует эксперт ТРО ФОНД «Собиз Инвест» Елена Сажнева:

На сегодняшний день уже сложилась ситуация, в которой федеральные сетевые магазины диктуют не только ассортимент и цены на товары, но и требования к качеству и упаковке продукции. Важно то, что одно из требований – увеличение срока годности продукции, что подразумевает использование различных улучшителей, антиокислителей, консервантов, антислеживающих ингредиентов и так далее. Полезности продуктам такие добавки точно не добавляют. Кроме того, федеральные сети проводят аудит предприятия, с которым планируют заключить договор поставок. Зачастую к производителю при этом предъявляются внутренние требования сети, далеко не всегда являющиеся объективными. Это осложняет взаимодействие местных товаропроизводителей с федеральными сетевыми магазинами, делая такое сотрудничество невыгодным. Однако, производимую продукцию необходимо реализовывать и производители попадают в замкнутый круг. Итогом такой работы, чаще всего, становится отказ от сотрудничества.

Близко по теме:

ВСЕГО КОММЕНТАРИЕВ: 5

  1. Региональные сети закрываются потихоньку. Скоро совсем их не останется. Если захочешь местных продуктов — придется на рынке у бабушек покупатью Да и то — до поры, до времени, пока бабушкам тоже не запретят помидоры со своего огорода продавать.

  2. Да, только минусы мы сейчас и считаем. При этом никакого вмешательства ФАС нет и оснований для этого тоже якобы нет. И никто не усматривает в этой истории никакого злоупотребления доминирующим положением со стороны федеральных сетей.

  3. Тенденция укрупнения заметна везде после введения карантинных мер. Везде объявления о продаже и сдаче торговых площадей в аренду.

  4. Бегемот и пятерочка вообще дерьмовые сети..Пластмассовая еда и завышенные цены только..

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь