ГлавнаяБизнесКак санкции повлияли на франшизы и маркетплейсы?

Как санкции повлияли на франшизы и маркетплейсы?

После введения санкций российский рынок претерпел сильные изменения. Как это отразилось на экономике в целом и на франшизах и маркетплейсах в частности – читайте в нашей аналитике.

Прошедший 2022 год вошел в историю как великий исход иностранных компаний из России. Одни эксперты считают, что для отечественных предпринимателей открылись невероятные возможности для старта. Подобным образом ситуация складывалась разве что в начале 90-х. Другие обращают внимание на меры господдержки. Но в любом случае новичкам придется серьезно взвешивать риски и оценивать свои возможности.

Для поддержки бизнеса в период санкционного давления государство отменяло плановые проверки малого и среднего бизнеса. Постоянно пополняется перечень мер господдержки для различных отраслей, разработаны налоговые послабления. Появляются различные сервисы, цель которых — помочь бизнесу эффективнее работать в период санкций.

На сегодняшний день одними из наиболее перспективных направлений для открытия бизнеса в нашем регионе являются:

• Производство импортозамещающих товаров;
• Бизнес по франшизе;
• Продажи на маркетплейсах;
• Внутренний туризм;
• Здоровый образ жизни;
• Забота об экологии.

Производство импортозамещающих товаров

Курс на импортозамещение был взят в 2014 году, когда на Россию посыпались первые санкции. Объем замещающей импорт продукции в России в 2021 году составил около 600 млрд руб. В стране на тот момент уже функционировало более 1000 импортозамещающих проектов, из которых более 500 вышли на серийное производство. В 2022 году импортозамещение в России находится в пределах 30%.

До санкций Россия в отдельных отраслях на 90% зависела от созданного за рубежом производства и продуктов. Страны, производство в которых обходится не дешевле, чем в РФ и даже частично закупающие у нее сырье, обратно завозили товары с большой добавленной стоимостью. Доля импорта из государств, находящихся в списке откровенно недружественных, составляла более 51%. В период санкций такая зависимость могла вызвать технологический коллапс.

В условиях постоянного нарастания ограничений и ухода с российского рынка нескольких сотен зарубежных брендов с 2022 года вопрос об отечественных аналогах становится еще острее и актуальнее.

Причинами являются:

В 2022 году подход к импортозамещению поменялся. Если до февраля при запуске проектов учитывалась экономическая обоснованность, то есть нерентабельные проекты не реализовывались (исключение составляли узлы, комплектующие и материалы по критическим направлениям, обеспечивающим национальную безопасность), сейчас – в связи с введенными в отношении России санкциями – появилось значительно более обширное число направлений, требующих выпуска российской продукции. Наш ключевой вызов в настоящее время – научиться запускать и реализовывать на нашем рынке, скажем так, планово-убыточные проекты, обусловленные целесообразностью жизненной, – по производству продукции, которую мы просто обязаны производить независимо от того, рентабельно ли это. Поэтому мы говорим уже не только об импортозамещении, но и о технологическом суверенитете.

Примеров внедрения новых производств в рамках импортозамещения множество.

Так, в фарм-сфере запустили завод «Велфарм-М» в Москве (строительство началось в 2019 году). Завод способен выпускать более 100 видов жизненно важных лекарственных препаратов, которые ранее в России не выпускались. Когда предприятие заработает в полную силу (в этом году будет открыто три производства, а в ближайшие четыре года – шесть), то потребность в онкологических препаратах в стране будет закрыта на 80%.

В Кирове ООО «Молочные машины русских» запустило инвестиционный проект «Разработка комплекта оборудования и организационно-технологических решений, его применения для производства унифицированных полутвердых отечественных и элитных сыров». В 2017 году при поддержке Минпромторга России завод выпустил первые образцы сыроварен и поставил более 7 комплектов оборудования в Тульскую, Тверскую и Липецкую области, в Татарстан и Камчатский край. Доход от реализованной продукции составил 15 млн рублей. В 2018 году компания продала мини-сыроварни заказчику из Тамбовской области.

Одним из примеров можно назвать организацию сборки квадрокоптеров на территории Тамбовского хлебокомбината. В настоящее время квадрокоптеры собираются для нужд СВО, в последующем будут использоваться в гражданских целях.

Ранее приобрести такие квадрокоптеры было возможно только в Китае. Стоимость тамбовских квадрокоптеров составляет 193 тысячи рублей за 5 единиц, что в разы ниже чем у зарубежных аналогов.

Бизнес по франшизе

В условиях кризиса начинающие предприниматели хотят вкладывать деньги в надежные проекты. По данным РБК, драйвером роста продаж франшиз стало стремление молодежи работать на себя. Бизнес ориентировался на потребности потенциальных клиентов. Поэтому заметно росли франшизы диагностических лабораторий, детских развивающих центров, служб доставки, дистанционных сервисов.

Оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% до 2,78 трлн. рублей. Рост связан в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.

Число занятых во франчайзинговых сетях увеличилось за 2022 год на 9% до 1,24 млн. сотрудников. Кроме сотрудников в новых франшизных точках, на динамику повлияло снятие ковидных ограничений в некоторых сферах бизнеса и увеличение числа сотрудников на точках.

На начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории России, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети, так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.

2022 год не стал исключением в многолетней тенденции снижения доли франшиз розничной торговли в структуре российского франчайзинга. Доля франшиз общепита за 2022 год увеличилась с 24% до 26%, наибольшее число новых проектов в 2022 году появлялось именно в этой сфере бизнеса. Внутри категории общественного питания самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.

Доля франшиз в сфере услуг бизнесу и населению выросла на 1% и теперь составляет половину от всех франчайзинговых проектов на российском рынке. В сфере производства новых франшиз практически не появляется, поэтому доля сегмента снизилась до 3%.

Особенностью 2022 года стало подорожание франшиз. Можно констатировать, что рост объема инвестиций в покупку франшизы произошел из-за роста издержек по многим позициям. Например, некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до 1 млн рублей, переместились в сегмент 1-3 млн. рублей. Например, в общепите открытие ресторана стало в среднем на 15% — 30% дороже по сравнению с началом 2022 года. Самый значимый прирост числа проектов фиксируется в сегменте 3-6 млн. рублей с 14% до 21%. При этом многие сети стали ориентироваться в развитии на небольшие города, добавляя усеченные форматы со сниженными инвестициями.

В 2023 году предпринимателям, присматривающимся к франшизам, следует проанализировать спрос, освобождающиеся ниши, а кроме того — серьезно отнестись к выбору франчайзи.

По словам экспертовов, у франшизы есть несколько преимуществ. Она подразумевает партнерство с крупной, стабильной компанией, которая:

• адаптивна к рискам и форс-мажорам;
• имеет продуманную логистику;
• привлекает к работе штат профессионалов;
• обладает достаточным товарным запасом;
• разрабатывает разнообразные маркетинговые и рекламные инструменты;
• располагает достаточным ресурсом для поддержки партнеров.

Правильный выбор франчайзера помогает минимизировать риски, оптимизировать затраты и сосредоточиться на стратегических этапах развития бизнеса.

Продажи на маркетплейсах

Уход зарубежных брендов открывает новые возможности для предпринимателей на маркетплейсах. Работа с такими площадками не требует от продавцов больших бюджетов и несет минимальные риски: не нужно тратить средства на аренду помещений, нанимать команду, создавать собственный сайт и продвигать его.
Кроме того, сами маркетплейсы сейчас учитывают экономическую обстановку и активно поддерживают продавцов.

Если рассматривать рынок интернет продаж как часть розницы, то в 2022 году он составил 13%, а доля оффлайна 87,5%. На первый взгляд кажется, что будущее по-прежнему за оффлайном, но есть важный нюанс — в эти доли входит сегмент продуктов и товаров ежедневного спроса. 54% розничных продаж в оффлайне составляют продукты и 46% остальные товары. В онлайне доля продуктов только 13%.

При этом рост онлайн-продаж и переход из оффлайна в онлайн — устойчивая тенденция рынка уже несколько лет. Это обусловлено следующими факторами:

• зачастую онлайн-продажи оказываются выгоднее оффлайн с большим количеством издержек от аренды/приобретения помещения для продажи до найма и содержания сотрудников в рознице;
• изменилось поведение покупателей: они готовы ждать товар, а не приобретать сразу, более осознанно подходят к приобретениям, совершают меньше импульсивных покупок.
По разным оценкам оборот интернет-торговли в России в 2023 году может увеличиться на 30% и достигнуть 7,4 трлн рублей.

Объем продаж продолжает расти уверенными темпами. На рынке маркетплейсов растет и предложение (становится больше поставщиков) и спрос (растет число заказов и пользователей площадок).

Эти показатели говорят о том, что маркетплейсы больше нельзя игнорировать игрокам из розницы, опта или производственного сектора.

Исследование Data Insight показывает, что маркетплейсы помогают увеличить оборот большинству предпринимателей, которые на них работают (89 %). А для половины продавцов это основной или даже единственный канал реализации. При этом стоимость продаж через маркетплейсы, по мнению 48 % опрошенных, сопоставима с другими каналами.

На онлайн-площадках наиболее востребованы товары повседневного спроса. Это своего рода «вечные» категории:

• продукты питания;
• средства для уборки и бытовая химия;
• детский ассортимент;
• одежда и обувь.

Открыть бизнес в новых реалиях стало проще — часть селлеров приостановила свою деятельность, за счет чего снизилась конкуренция на платформах. При этом есть вполне объяснимые риски продаж на маркетплейсах.

Волатильность курса и логистические сложности напрямую влияют на ценообразование любого бизнеса. Устанавливая конечную стоимость товара, продавец должен предусмотреть возможные затраты и при этом оставаться в рынке.

В текущих условиях делать это становится сложно — прибыль от продажи может «съесть» постоянно скачущий курс и непредвиденные расходы. Например, при сохранении розничной цены маржинальность товара может снизиться настолько, что на закупку следующей партии денег просто не хватит. Приходится постоянно мониторить рынок и оперативно корректировать бизнес-стратегию.

Кроме того, спрос на маркетплейсах может быстро меняться — не стоит делать ставку исключительно на один товар и ждать, что спрос на него останется на таком же уровне. В турбулентное время лучше всего реализовывать продукцию небольшими партиями и не вкладываться в крупный опт.

Подробнее о ситуации с внутренним туризмом и рисками для бизнеса в условиях санкций читайте по ссылке

Близко по теме:

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь