Основатель творческой мастерской «ARTкубики» Ирина Волкова обучает архитектуре детей из разных стран.
Творческая мастерская ARTкубики — это первая архитектурная студия в Тамбове, где создана творческая среда для любопытных детей и взрослых – именно так характеризует свою студию предприниматель из Тамбова Ирина Волкова. Она рассказала корреспонденту «Собиз Инфо» о важности развития архитектурного мышления у детей и о том, как выстроена работа в студии .
— Добрый день, Ирина! Расскажите пожалуйста о том, как вам пришла идея организовать занятия архитектурой для детей?
— Задумка студии появилась тогда, когда у меня появились дети. О Я сама архитектор и хотела познакомить своих детей с этим искусством. Обычные мастер-классы из интернета, созданные по шаблону, не подходили. Хотелось в каждом уроке дать что-то большее, чем предусматривают стандартные занятия и кружки. Философия студия строилась не только на опыте работы со своими детьми, но и на педагогическом опыте людей, которые уже выпустили книги. Конечно, не все мне близко, но то, что близко я использую.
— Почему именно архитектуру выбрали как направление?
— Архитектура предусматривает общеразвивающие занятие для ребенка. Развивается мелкая моторика, занятия позволяют параллельно углубляться в историю и географию, ведь каждая постройка создается из определенных материалов. Мы изучаем связь местности, характерных для нее материалов и построенных там зданий. Физика тоже присутствует. Это различные динамические конструкции. Химия познается, когда дети замешивают различные растворы. Естественно, в архитектуре важны математика и геометрия. Занятия архитектурой развивают у детей пространственное мышление. Архитектурные занятия погружают ребенка в различные области знаний, позволяют познавать мир с помощью сочетания нескольких сфер науки.
— Ваша сфера деятельности тоже относится к архитектуре?
— Да, после окончания университета я работала архитектором, дизайнером, имею реализованные объекты. В Тамбовском государственном техническом университете я преподаю на кафедрах дизайна и архитектуры и градостроительства. На данный момент у меня 16 лет педагогического стажа.
— Вы сначала начали преподавать, а после организовали свою арт-студию или наоборот?
— Начала преподавать в ТГТУ и только потом стала заниматься с детьми. Студия работает с 2015 года.
— А в студии ребята какого возраста у вас?
— От трех с половиной лет.
— В чем отличия между занятиями с маленькими детьми и со студентами?
— С маленькими детьми удивительно заниматься. Сейчас, например, у нас стартовали занятия с группой малышей. Мы изучаем плоскость и объем. Берем полоску бумаги – она плоская, сворачиваем ее в кольцо и получаем объем. Из полученных колец мы собрали шар. На каждом уроке изучаем что-то новое и юные архитекторы делают свои собственные открытия. Очень люблю наблюдать за их творческими процессами и вдохновляться на новые занятия. Получается такой удивительный обмен энергией. А если наблюдать за детьми, то они подскажут сами, что архитектура им очень близка. Наверняка многие замечали, как дети любят строить пространства дома, потому что квартира слишком просторная и ребенок хочет более камерно организовать свое пространство. Он может построить «шалаш» под столом или комнату из стульев. Кто-то из родителей поддерживает эти процессы и помогает развивать, кто-то нет. В школе же ребенка ставят в жесткие рамки. Мы в студии помогаем выйти за эти рамки и дать волю развитию творческого мышления. Со студентами немного иначе. Наблюдаю, как студенты приходят на первый курс зажатыми после школы. Нужно помогать им раскрыть в себе ребенка, у детей все проще.
— Как я поняла, у вас групповые занятия. Насколько большие группы?
— В группе малышей до шести человек, для ребят постарше – до восьми человек.
— А всего сколько ребят посещают ваши занятия одновременно?
— В студии одновременно обучается около 35 учеников. Первые ученики уже, кстати, планируют поступать в университет на архитекторов. Есть также ученики онлайн.
— Вы начале нашей беседы вы обозначили, что занятия архитектурой всесторонне развивают детей. Чем она еще отличается от живописи, например?
— Она отличается от других искусств тем, что только в архитектуре есть связка творчества и логики. То есть, творческий акт нужно поместить в логическую коробочку, так как основы архитектуры — это польза, прочность и красота. Нарисовать можно все, что угодно, и это может понравиться людям, но никто не захочет сидеть на неудобном стуле или входить в пространство через маленькую дверь. Конечно, этому нужно учиться, ведь фантазия детей безгранична. Например, они могут придумать детскую площадку с батутами в виде облаков, спусками в виде змей, но оценив масштаб они начинают понимать, насколько реально задумку воплотить в жизнь. Некоторые идеи действительно закладываются в основу проектов, которые потом реализуются.
— То есть, существуют проекты, которые основаны на детских задумках?
— Да, есть такие. Я вообще за то, чтобы идеи организации детских пространств подавали дети.
— Что важно в занятиях архитектурой?
— Помимо умственного труда важна и работа руками. Как говорил знаменитый советский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский, ум – на кончиках пальцев. Мы на занятиях создаем поделки из разных материалов. Очень большой тактильный опыт получают дети. Архитектурные занятия показывают связь знаний, навыков и характера ребенка. На занятиях воспитывают именно личность. У каждого ребенка есть свой стержень, характер. Его видно в процессе работы. Я учусь у детей, а они – у меня. Когда дети после занятий выходят на улицу, они очень многое начинают замечать, фантазируют о том, каким должен быть мир вокруг. Во время занятий тоже открывается много нового именно детьми, о некоторых идеях я, как взрослый человек, даже не думала. Я всегда прислушиваюсь к своим ученикам и включаюсь в понимание и обсуждение их замыслов. От этого занятия становятся только интереснее.
-Чем сейчас занимаетесь с вашими воспитанниками?
— Мы сейчас готовим проект на тему «Уютная комната». За основу одного из проектов мы взяли работы архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Ребята создают макет комнаты в разрезе в уменьшенном масштабе. В этом проекте нет прямых линий, плавные обтекаемые очертания создают ощущение мягкости и уюта. Дети очень любят работы этого архитектора, вдохновляются ими и придумывают свои креативные варианты интерьеров.
— Есть ли у вас «особые» дети среди обучающихся.
— Наши занятия посещают разные дети, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Мы совершенно не делаем различия между нашими воспитанниками по этому принципу, просто особенным детям уделяем больше внимания, учитывая их потребности.
— Значит, ваше дело можно отнести к категории социального предпринимательства…
— В целом, да. Вообще открытие студии стало возможным благодаря получению гранта тогда еще Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области. Данная мера как раз была направлена на поддержку социального предпринимательства.
— На что потратили грант?
— Помещение у меня было, но нужно было купить мебель, материалы для занятий, организовать первые бесплатные уроки и нужно было платить зарплаты сотрудникам
— Как вам удается одной охватить столько учеников?
— Занятия проходят не только в стенах студии, но и в онлайн-формате. Уроки доступны обучающимся не только из Тамбова, но и из других городов и стран мира. У меня занимаются ребята из Чехии, Германии, ОАЭ, Австралии, Канады, США.
— Как они вас находят?
— В интернете, в соцсетях.
— Как это все выглядит?
— Курс размещается на онлайн-площадке, доступ к нему открывается на определенное время. Он состоит из видео-уроков в записи, также есть уроки, которые я провожу в Zoom. У онлайн-формата есть свои плюсы. В первую очередь, ребенок находится дома, в привычной ему среде.
— С чем связано ваше решение создать онлайн-курсы? Это как-то связано с коронавирусом?
— Идея создать онлайн-курсы пришла, когда я общалась с мамами на одном из форумов в интернете. Долго не решалась сделать курс, но увидела интерес к своим идеям. Запустила первый курс и набралась группа 20 человек. Аудитория моих подписчиков выросла до 20 тысяч. Сейчас онлайн прошли обучение уже более 3000 человек и среди них есть дети, которые прошли все мои курсы и имеют обширный опыт проектирования. Смотреть на то, что они сейчас создают просто удивительно даже мне. Когда стало необходимо уйти на самоизоляцию, у меня уже были наработки по ведению уроков онлайн. Но нужно было не просто перевести занятия в онлайн-формат, но и так их выстроить, чтобы в каждой семье имелись материалы для их проведения дома, ведь из квартир люди выходили только по острой необходимости.
— С чего начинали? Какие были сложности?
— Тогда родилась идея создания «Архитектурной азбуки pop-up». На каждой ее странице были задания для выполнения которых требовались только бумага, клей и ножницы. На каждую букву алфавита в «Азбуке» приходится архитектурный термин. Конечно среди учеников студии в Тамбове не всем подошел этот формат, детям не хватало именно живого общения в студии, к которому они привыкли за время занятий. Это нормально.
— Не пробовали рекламировать свою студию?
— Для меня важно все делать самой, но в технологиях продвижения в интернете я не разбираюсь, поэтому нет. Если честно, мне кажется, самый верный для меня путь развития — это сарафанное радио. И он самый честный. Наверное, сейчас агрессивный маркетинг уже становится менее результативным, он часто вызывает отторжение у аудитории.
— Что самое главное в ваших занятиях и онлайн, и оффлайн?
— Сам процесс. Радует, что даже в таком небольшом городе как Тамбов есть понимающие родители, которые не акцентируют внимание на результате. То есть, если ребенок в конце занятия вышел с коричневым листом бумаги, это не значит, что ничего не получилось – это значит, что был процесс смешивания красок, к примеру. Вообще наши занятия дают понимание того, что не каждый процесс приводит к успешному результату и это нормально, всегда должна быть доля эксперимента.
— Кстати, об экcпериментах и их отсутствии… Известный блогер Илья Варламов посещал Тамбов и заявил после этого, что у нас скучные безликие новые дома. Что вы об этом думаете?
— Я сама читала Илью Варламова и даже купила его книгу «100 советов мэру». По моему мнению, у него много классных идей, он умный человек, но его идеи воплотить у нас в Тамбове очень сложно, они не для тамбовчан. В первую очередь, наверное, причина этого в экономическом положении региона и уровне жизни людей. Тамбовчане в большинстве случаев не могут себе позволить то, о чем он пишет.
— По вашему мнению, от чего нужно отталкиваться при создании новых объектов в Тамбове и чего не хватает?
— Нужно создавать пространства и объекты, отталкиваясь от потребностей самих жителей города. Например, в северной части города не хватает большого катка с подсветкой и хорошим льдом на свежем воздухе, не хватает лыжной трассы. Эти площадки должны быть бесплатными, а окупаться они могут за счет дополнительного сервиса на них. Когда строят жилые кварталы, тоже необходимо учитывать, что в них будут жить люди и им необходимо будет где-то ставить машины, детям нужна детская площадка, в пешей доступности должны быть школы и детские сады. Если сравнивать города, где мне удалось побывать, можно сказать, что Тамбов город красивый и благоустроенный, но хотелось бы больше любви к жителям и понимания их потребностей.
— Если говорить об архитектурных объектах, привлекательных для туристов, у наших соседей есть что-то, что могло бы стать примером для Тамбова?
— Говоря о Черноземье, для меня эталоном современной архитектуры является парк «Кудыкина гора». Он широко известен и привлекает десятки тысяч туристов. Глава Тамбовской области Максим Борисович Егоров сейчас много говорит о необходимости повышения привлекательности Тамбовщины для туристов, анонсируются проекты в Инжавинском районе. Их возможно реализовать силами местных архитекторов. Главное в этом вопросе создать концепцию. При этом не стоит спешить – она должна быть цельной и продуманной.
— Спасибо за беседу.
Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Татьяна Еремина:
Соглашусь с Ириной Петровной Волковой, Тамбов во многом зеленее и чище своих соседей, но есть, к чему стремиться в плане комфорта для горожан. Действительно, в решениях, значимых для людей, стоит опираться на их мнение. Так, к примеру хотелось бы больше продуманных решений о необходимости установки светофоров, шлагбаумов и всевозможных ограждений в городе, чтобы эти объекты приносили пользу, а не мешали движению. Тоже самое касается организации дворовых пространств, которые должны предусматривать достаточное количество парковочных мест.