Мы в соцсетях:

ТГТУ — в тренде с развитием региона

17 февр. 2016

Фонд «Собиз Инвест» продолжает серию интервью с ректорами вузов, посвященных проблемам взаимодействия бизнеса и образования. Наш сегодняшний гость — Михаил Краснянский, ректор ТГТУ, профессор, доктор технических наук, заместитель председателя Тамбовской городской Думы.

- Тамбовские вузы готовят кадры,  прежде всего, для нашего региона.  Михаил Николаевич, каково  участие региональных властей в  определении профессий,  специальностей, направлений  подготовки, по которым  производится обучение в ТГТУ?

- Уже несколько лет распределение  цифр приема в вузы за счет  федерального бюджета со стороны  Министерства образования и науки РФ  проводится при непосредственном  участии региональных властей.  Каждый регион ежегодно составляет  атлас потребности в подготовке  специалистов на основе  среднесрочных  прогнозов и запросов  от предприятий и профильных  управлений администрации области. В  этом процессе рассматриваются не  только сегодняшние потребности  регионального рынка труда, но и  перспективы развития кластеров  региональной экономики, строительство и развитие объектов промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы. Именно в соответствии с этими потребностями и формируется перечень направлений и специальностей подготовки в ТГТУ, определяются цифры ежегодного приема.

Небольшой конкретный пример. Сейчас в экономике Тамбовской области наблюдается тенденция развития предприятий оборонно-промышленного комплекса. Так, к началу 2017 года в регионе, помимо существующих, будет создан первый российский оборонный кластер, который формирует «Объединенная приборостроительная корпорация». В своих выступлениях наш губернатор, говоря о значимости развития ОПК, как для региона, так и для России в целом, отметил необходимость решения задачи обеспечения данных предприятий квалифицированными инженерными кадрами. И технический университет уже работает «на опережение» в рамках решения данной задачи. Помимо того, что, как и все пятьдесят лет истории нашего университета, мы осуществляем подготовку инженеров, вместе с предприятиями оборонно-промышленного комплекса пересмотрели наши образовательные программы, усилили практическую часть, увеличили объемы целевой подготовки, сориентировали содержание подготовки по целому комплексу направлений на перспективные потребности предприятий данного кластера.

- Важным критерием востребованности вуза является трудоустройство выпускников. Анализирует ли ТГТУ, как трудоустраиваются Ваши выпускники? Какие выводы делаются на основании такого анализа?

- ТГТУ очень гордится своими выпускниками – они сегодня среди руководителей ведущих предприятий области, работают практически во всех сферах экономики региона, руководят муниципальными и региональными органами административного управления. Для нас трудоустройство выпускников – один из главных показателей качества подготовки, и того, что направления подготовки выбраны верно. Это большая, комплексная задача. Мы решаем ее не просто фиксацией достигнутого результата. В ТГТУ организован Региональный центр содействия трудоустройству выпускников, каждый наш студент - от поступления до выпуска и дальнейшей карьеры - всегда в зоне внимания со стороны университета.

Кроме того, уровень трудоустройства входит в состав мониторинговых показателей по оценке эффективности деятельности вузов со стороны нашего учредителя – Минобрнауки России. Методика такой оценки меняется каждый год, стремясь к большей объективности. В прошлом году результаты мониторинга трудоустройства выпускников российских вузов оценивались по данным Пенсионного Фонда. Отрадно, что показатели ТГТУ выглядят очень достойно. В целом, на фоне востребованности инженерно-технических кадров, учитывая трудоустройство в своих государствах наших выпускников - иностранных граждан, тех, кто ушел на службу в армию, и тех, кто организовал свой бизнес, эти показатели для Технического университета приближаются к ста процентам. По словам Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова сведения о трудоустройстве выпускников дают объективную информацию о российской системе образования и могут быть использованы, в том числе, при построении различных национальных и международных рейтингов. В ходе анализа, который проводило Минобрнауки России в прошлом году, наиболее востребованными на рынке труда являются инженерные направления. Было выявлено 16 укрупненных групп направлений подготовки с высокой долей трудоустройства (80% и более). Среди них – 12 групп технической направленности.

Кроме того, выпускники инженерных направлений имеют высокую заработную плату в целом по стране и в нашем регионе. Наиболее востребованными и высокооплачиваемыми оказались выпускники ТГТУ - специалисты в области электро- и теплоэнергетики, технологий легкой промышленности, электроники, радиотехники и систем связи, наноинженерии. Причем, процент выпускников этих направлений, трудоустроившихся по специальности, выше, чем мониторинговые показатели в среднем по региону. Помимо Тамбовской области наши выпускники оказались востребованы еще в 38 регионах.

- Как, по Вашему мнению, должно строиться взаимодействие высшего образования и бизнеса?

- Реалии сегодняшнего дня таковы, что только в тесном взаимодействии с бизнесом, предприятиями, органами государственной власти, общественными организациями вуз может полноценно выполнять свою миссию и взятые на себя обязательства. Радует то, что сегодня бизнес повернулся лицом к образованию. Это не громкие лозунги, не клише, а реальный процесс участия заказчика в том, какой продукт он получит на выходе, какой специалист к нему придет, какая технология выведет бизнес на новый качественный уровень. И здесь важно вовлечение бизнес-партнера на всех этапах жизненного цикла – от понимания того, какой специалист будет нужен через 4-6 лет, какими компетенциями он должен обладать, до построения самого образовательного процесса при непосредственном участии будущего работодателя. Такие механизмы есть. Они работают. И там, где это происходит системно, есть свои положительные результаты.

Технический университет давно и активно сотрудничает с предприятиями региона, как в образовательной, так и в научной сферах, привлекая их специалистов к учебному процессу на всех этапах подготовки кадров, к научно-инновационным разработкам и проектам, оптимально используя для этого как ресурсы университета, так и потенциал предприятий-партнеров. Для качественного образовательного процесса, приближенного к потребностям работодателей, на предприятиях создаются базовые кафедры и отделения профилирующих кафедр университета. Базовая кафедра – особая структура, которая располагается на территории предприятия-партнера, используя в учебном процессе его материально-техническую базу, кадры, информацию. Специалисты предприятий привлекаются к преподаванию и руководству практикой студентов, разработке методических материалов, реализации дуального обучения. Опыт создания и успешного функционирования таких структур есть совместно с АО «Завком» (Тамбовский завод «Комсомолец»), ГНУ ВНИИТиН, заводами ОПК.

- Согласно проведенным Высшей школой экономики исследованиям, расходы на доучивание выпускников на предприятиях составляют до 40% от затрат на их обучение в учебных заведениях. В других странах этот показатель составляет всего 15-20%. Что можно сделать для снижения этого показателя в России?

- На наш взгляд, целевая подготовка может дать прорывной результат в решении этой проблемы. Практика подтверждает справедливость тезиса о том, что «погружение в среду» дает максимальный результат – сокращается время адаптации выпускника к производственным условиям, взаимодействие со специалистами-практиками уже в процессе подготовки позволяет достичь эффекта причастности нашего студента к происходящим в реальных условиях процессам, проектам, задачам, обстоятельствам. Таким образом, создавая общими усилиями (университет плюс предприятие) условия для подготовки специалиста «под ключ», можно добиться требуемого уровня.

- Со времен СССР произошло изменение в соотношении между средним профессиональным и высшим образованием: количество обучающихся в вузах росло, в ссузах - снижалось. В результате часто возникает дефицит кадров по рабочим профессиям. Каково должно быть оптимальное соотношение между количеством выпускников с высшим и средним профессиональным образованием?

- Говорить о точных цифрах, характеризующих такое соотношение, наверное, не совсем правильно. Изменились с тех времен наши предприятия, выросли их требования к специалистам. По мнению большинства руководителей предприятий, сегодняшнее производство нуждается в кадрах с инженерной подготовкой и практическими навыками. В этих условиях существующий дефицит рабочих кадров и специалистов инженерно-технического профиля начал компенсироваться за счет реализации моделей непрерывного образования. Подходов к решению задачи несколько. Так, если выпускники колледжей продолжают свое обучение на ступени высшего образования, они более осознанно и с позиций уже имеющегося у них уровня практической подготовки делают выбор специальности. При этом часть из них совмещают работу и учебу в вузе.

С другой стороны, хорошим дополнением к профессиональной компетентности выпускников университета стала возможность параллельно с обучением в вузе получить рабочую профессию, как правило, совпадающую с профилем подготовки. Опираясь на базовое техническое образование, наши студенты успешно осваивают важные для их будущей профессиональной деятельности навыки и умения, получают опыт решения практических задач в условиях реального производства.

И в первом, и во втором случае на предприятие приходит более подготовленный специалист, с пониманием сущности технологических процессов и владеющий всеми необходимыми навыками практической деятельности. В ТГТУ такие модели реализуются давно. Сейчас на основе договоров о сетевом взаимодействии практически со всеми колледжами региона эта работа вышла на новый качественный уровень, реализуется более масштабно.

Ну и конечно, оперативное решение задач подготовки кадров, их переориентированность на новые технологии, новые проекты, новое оборудование успешно решает система дополнительного профобразования. Здесь ТГТУ предлагает ежегодно более 50-ти программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые разрабатываются и реализуются исключительно по согласованию с предприятиями и при их непосредственном участии. Таким образом, техническое образование выступает определенной опорой развития реального сектора экономики, базисом дальнейшего прогресса.


Слово президенту фонда «Собиз Инвест» Виталию Вутнансу:

- Проблема подготовки квалифицированных кадров для бизнеса, несмотря на очевидные достижения тамбовских вузов, остается весьма острой. О том, что необходимо сделать в этом направлении, мы хотим подискутировать на круглом столе, который пройдет по инициативе нашего фонда 17 февраля. По итогам круглого стола мы сформируем рекомендации и направим их в органы власти федерального и регионального уровня.


 

Комментарии

Елена 19 февраля 2016, 14:05
Читаю и поражаюсь бурной фантазии ректора. На каких оборонных предприятиях трудоустраиваются их выпускники — инженеры?.. От безысходности ребята устраиваются в кафе, на стройках разнорабочими(двери устанавливать и тому подобное) или едут в Москву едут искать работу. Про таких своих выпускников он знает? Их немало.