Мы в соцсетях:

Бизнес и образование — ближе друг к другу

03 февр. 2016

Сотрудничая с учебными заведениями региона и обсуждая разные аспекты работы реальных рыночных механизмов с представителями бизнес-сообщества, региональный общественный фонд «Собиз Инвест» особое внимание уделяет сфере образования, где на сегодняшний день есть определенные проблемы, влияющие на экономику региона в целом. В диалоге с руководителями вузов и экспертами в сфере образования Тамбовской области, мы стараемся разобраться в существующих сегодня проблемах и вместе найти общее, а главное, эффективное решение. Продолжаем серию публикаций с ректорами вузов и сегодняшний наш гость — директор Тамбовского филиала РАНХиГС, кандидат исторических наук, профессор Алексей Ильин.

- Алексей Юрьевич, как, по Вашему мнению, должно строиться взаимодействие высшего образования и бизнеса?

- Разрешение проблемы подготовки необходимых экономике специалистов реально только при тесном взаимодействии учебных заведений и  бизнес-структур. Для этой цели важно построение системы, при которой выстраиваемое отношение является обоюдным и формирующим синергетический эффект. Подобное взаимодействие даст возможность определить приоритетные направления деятельности вуза и реализовать стратегическое развитие компании. Такая масштабная задача предполагает возникновение новых норм и видов договоров, которые повышают качество взаимодействия и требуют создания системы оценки эффективности возникающих отношений. Многие вузы уже имеют большие перечни фирм-партнеров, а многие фирмы уже обдумывают совместно с высшими учебными заведениями, как уменьшить разрыв теории с практикой. Однако противоречия сторон все же остаются: высшая школа утверждает, что малое число работодателей готово к партнерству, а бизнес заявляет, что ему было бы проще подключаться к совместной работе, если бы университеты проявляли больше инициативы.

Сегодня в нашей стране все еще существует пропасть между высшим образованием и бизнесом. Каждая из систем функционирует сама по себе и плохо взаимодействует с другой. Бизнес пока не готов к систематическим отношениям с вузами и занят хаотическим латанием дыр в собственном кадровом обеспечении. Система же высшего образования выступает как самодостаточная, не испытывающая (опять же – пока!) зависимости от бизнеса и дистанцирующаяся от него. К сожалению, в вузах не готовят людей к занятиям бизнесом. В лучшем случае читают общие курсы менеджмента, маркетинга, что-либо еще в том же духе. Естественно, здесь не имеются в виду учебные планы экономических, коммерческих, финансовых и др. специальностей, включающие целый ряд иных дисциплин и курсов, касающихся формирования корпоративной культуры, профессиональной и управленческой компетентности бизнесмена, проблем лидерства и т.д. Но и это делается без активного включения вузов и студентов в практическую деятельность бизнес-структур. При этом для вуза слово «практическая» означает зачастую лишь качественную организацию необходимой практики.

Выход из ситуации видится в тесном сотрудничестве с бизнесом, который также объективно заинтересован в этом процессе, поскольку нуждается в специалистах высокой квалификации. Поэтому в качестве одной из моделей взаимодействия высшего образования и бизнеса имеет смысл рассматривать усиление связей между высшим образованием и бизнес-образованием, а возможно, и их объединение, по крайней мере, в каких-то сферах деятельности. И если социальный диалог и социальное партнерство должны содействовать достижению более эффективной подготовки управленческих кадров, тогда нам необходимо понять, каким образом создать те межорганизационные профессиональные отношения и связи, которые бы наилучшим образом отвечали поставленной задаче. Эти вопросы выходят за пределы только высшего образования, затрагивая сферу начального и среднего профессионального образования и обучения, а также непрерывного профессионального образования в более широком смысле.

- Тамбовские вузы готовят кадры, прежде всего, для нашего региона. Каково участие региональных властей в определении профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым производится обучение в РАНХиГС?

- Наш вуз несколько отличается от других, занимает особую нишу. Основное направление – это подготовка управленческих кадров для системы органов власти, народного хозяйства. Эта специфика, конечно же, определяет востребованность наших выпускников именно указанными структурами. Кроме того, РАНХиГС является не просто высшим учебным заведением, осуществляющим обучение по основным направлениям подготовки. Это центр информационно-аналитического, экспертно-консультационного сопровождения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, у нас на высоком уровне развита система дополнительного профессионального образования. Естественно, реализовать поставленные задачи возможно только при активном взаимодействии с региональными властями.

- Важным критерием востребованности вуза является трудоустройство выпускников. Анализирует ли РАНХиГС как трудоустраиваются Ваши выпускники? Какие выводы делаются на основании такого анализа?

- Да, трудоустройство выпускников - один из основных показателей мониторинга эффективности вуза, предъявляемых министерством образования. Но это направление представляется важным не только по этой причине. Анализ трудоустройства выпускников дает возможность вузу понимать, какова востребованность обучающихся по тем или иным направлениям подготовки, выявить основные сложности, возникающие в процессе трудоустройства, вовремя помочь выпускникам. Мы здесь возвращаемся к Вашему первому вопросу. Развитие взаимодействия вузов и работодателей – ключевой момент в процессе трудоустройства выпускников. Развитие партнерского сотрудничества между системой высшего образования и сферой труда позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований, предъявляемых рынком труда к специалистам, и, тем самым, повысить эффективность как самого процесса образования, так и степень успешного трудоустройства выпускников вузов. Сотрудничество вузов и работодателей выгодно обеим сторонам, но, прежде всего, оно является определяющим для студентов, повышая их конкурентоспособность на рынке труда и обеспечивая возможность успешного трудоустройства после окончания вуза.

- Согласно проведенным Высшей школой экономики исследованиям, расходы на доучивание выпускников на предприятиях составляют до 40% от затрат на их обучение в учебных заведениях. В других странах этот показатель составляет всего 15-20%. Что можно сделать для снижения этого показателя в России?

- Вряд ли сегодня найдется хоть одна отрасль экономики, где не ощущалась бы острая нехватка квалифицированных кадров. Соискателей на вакансии много, а хороших специалистов найти крайне трудно. Поиск людей становится постоянной головной болью и для HR-подразделений, и для менеджмента компаний, на это тратятся значительные средства. С одной стороны, выпускники даже лучших вузов, имеющие прекрасные оценки по всем предметам, обычно не готовы к тому, чтобы сразу включиться в узкопрофильную производственную деятельность организаций. С другой стороны, возникающие в организации новые бизнес-задачи, требуют быстрого освоения сотрудниками новых знаний и навыков. Совершенно понятно, что подготовка вузами узкоспециализированных специалистов несколько затруднительна по многим причинам. Это тема отдельного разговора. А решение проблемы видится, опять же, в создании системы эффективного взаимодействия вузов и работодателей. Практикоориентированность обучения может быть обеспечена только при активном участии самих организаций в подготовке специалистов.

Возможен достаточно широкий спектр разнообразных форм взаимодействия: организация не только всех видов практики, но и стажировок студентов; участие специалистов в учебном процессе (проведение семинаров, мастер-классов, преподавание специальных дисциплин); участие работодателей в определении требований к выпускникам в части умений и компетенций, в итоговой оценке качества выпускников; стажировка преподавателей на предприятиях (как следствие, повышение качества образовательных услуг); совместные исследовательские проекты, партнерство в публикации результатов научных исследований и разработок; создание дочерних подразделений, образование новых фирм как своеобразных инкубаторов новых научных разработок и бизнес-моделей и др.

Определенную роль в развитии партнерства вузов и предприятий играет участие в различных международных программах и применение опыта других стран. Учитывать зарубежный опыт, однако, следует с осторожностью, принимая во внимание специфику развития российского рынка труда и системы образования.

- Со времен СССР произошло изменение в соотношении между средним профессиональным и высшим образованием: количество обучающихся в вузах росло, в ссузах - снижалось. В результате часто возникает дефицит кадров по рабочим профессиям. Каково должно быть оптимальное соотношение между количеством выпускников с высшим и средним профессиональным образованием?

- В советское время был сделан крен на рабочие профессии. Сейчас совершенно другая система подготовки, сейчас операторские функции все чаще начинают выполнять роботы. Процесс модернизации делает очевидным тот факт, что изменения в системе образования являются основой будущего экономического и социального развития России. Если мы хотим хорошие условия жизни и дешевую продукцию — роботизация неизбежна. Ссузы не отжили свое. Среднее профессиональное образование относится к ведению субъектов Российской Федерации, именно здесь должны определяться основные потребности местного значения, которые надо восполнять.

- Но в ссузах же тоже можно изменить подход, не обязательно же избавляться от них?

- Можно и нужно. Но одна из проблем Тамбовской области сейчас — выстраивание системы взаимодействия: школа – ссузы – вузы - работодатели.


 

Комментарии

елена 04 февраля 2016, 14:59
Сплошная болтология, ни одного вразумительного ответа и предложения. Вот так и существуем.
Зоя 05 февраля 2016, 12:13
Какое взаимодействие высшего образования и бизнеса, такие и ответы…