Мы в соцсетях:

Сети — благо или нет?

20 янв 2021

Корреспондент «Собиз Инфо» побеседовал с несколькими местными производителями различных товаров и выявил типичные проблемы, с которыми постоянно сталкивается каждый из них, взаимодействуя с торговыми сетями. У каждого есть своя специфика, но общая картина складывается для местных производителей довольно удручающая.

Итак, на рынке с каждым годом увеличивается доля крупных федеральных торговых сетей. И производителям той или иной продукции приходится с ними сотрудничать, чтобы реализовать свой товар. Без этого, ориентируясь только на небольшие розничные магазины или собственный сбыт, реализовать продукцию, аналогичную той, которая представлена в сетях, практически невозможно.

Тернистый путь на сетевой прилавок

Доля оборота торговых сетей в общем объеме розничной торговли неуклонно растет. Фактически вместо конкурентного рынка мы получили неестественную торговую монополию. Да, закон регулирует долю сетей на рынках — не более 25% продовольственных товаров в пределах субъекта Федерации, это касается одной торговой сети. Несколько сетей, неформально объединившись и установив свои правила, уже давно правят балом, занимая гораздо больше половины рынка.

Тамбовская область не стала исключением. С виду, картина кажется благополучной: полки с товарами местных производителей можно без труда обнаружить в крупных сетевых гипермаркетах. Однако путь на сетевой прилавок очень непрост и усыпан «подводными камнями», о которых не говорят.

Одним из таких «подводных камней» является размер вознаграждения торговых сетей (ретро-бонус), который согласно закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не должен превышать 5% от стоимости поставленного товара. Однако сети научились легко его обходить, зарабатывая дополнительно на заключении маркетинговых договоров с поставщиками, без которых товар будет размещен на самом незаметном месте, и других подобных мерах. В итоге получается куда больше, чем пять процентов.

Если поставщик поставляет в торговую сеть скоропортящиеся продукцию, торговая сеть не вправе требовать от него возместить их стоимость, если она их не реализовала. Однако на деле происходит равно противоположное — требуют, при этом производитель никак не может проверить факт того, что продукция пришла в негодность.

Торговые наценки просто космические — от 40 до 60% только на социально значимые товары, а про другие и говорить страшно. Все во власти сетей. Крупные ритейлеры это прекрасно понимают, выдвигая требования по чрезмерно низким закупочным ценам.

При этом сети диктуют свои цены не для того, чтобы потребителю было лучше, а для того, чтобы самим заработать больше. Часто скидки производителя так и не доходят до потребителя. Получается, что страдают и производитель товаров, и потребитель.

Сегодня крупные торговые сети каждый месяц открывают по стране магазины и все связанные с этим издержки покрывают за счет поборов с производителей и кошельков покупателей.

Диктуют условия

В арсенале у сетей есть много других приемов поставить производителя в невыгодные условия. Например, сети ограничивают ассортимент товара одной группы. Так, если поставщик производит десять видов утюгов, то торговая сеть ставит ему условие, что возьмет на полку только три. И хотя покупатели просят производителя-поставщика расширить свою линейку утюгов в данном гипермаркете, он этого сделать не может при всем желании, разве что только не заменить одну модель на другую. Получается, что потребитель и производитель не контактируют напрямую, а только через посредника - торговую сеть. Именно сеть диктует и решает, что на полках будет только то, что дает ей большую прибыль.

Еще одной серьезной проблемой для производителей-поставщиков являются аудиты, которые проводятся ритейлерами с привлечением сторонних аудиторских компаний в разное время и по разным чек-листам. Объясняется это якобы тем, что сетям нужна уверенность в качестве продукции и гарантированные объемы поставок.

Ритейл мало того, что требованием скидок «объедает» прибыль производства, так еще и диктует — где, по его мнению, лучше закупать запчасти на те же утюги, какую упаковку для них делать и так далее. Причем у каждой сети свои требования — иногда они разумные, но бывают и явно завышенные.

Но правила должно устанавливать государство! Подобная же процедура не основана на законе, хотя сети ее навязывают в качестве одного из условий договора, диктуя свои условия входа. Несмотря на то, что у производителей имеются все необходимые сертификаты качества, пройден официальный аудит и подтверждение того, что весь выпускаемый товар соответствует ГОСТ и ТУ, придирок сетей в виде дополнительного аудита не избежать.

Сегодня давно вошел в практику электронный документооборот. Применяется он и в отношениях между производителем и сетью. Но здесь есть свои нюансы. Во-первых, производителю приходится одновременно работать, как с электронными документами, так и с бумажными. Бумажные документы необходимо хранить для государственной отчетности. Во-вторых, стоимость одного электронного документа составляет около четырех рублей. Эту существенную (с учетом большого количества) сумму производитель уплачивает провайдеру, который обеспечивает электронный документооборот. Но себе провайдер из поступивших средств оставляет только 10%. А куда идет остальное? Правильно, в торговую сеть, которая таким образом получает еще один дополнительный источник доходов. Может ли производитель отказаться от электронного документооборота или выбрать другого провайдера? Нет, поскольку условия диктуются сетью.

Возможно, что проблема и хранения бумажных документов, и навязывания стоимости услуг провайдера будет решена с переходом на государственный электронный документооборот, провайдером которого станет Федеральная налоговая служба. Такой вариант сегодня обсуждается.

У местных поставщиков выбор небольшой — идти на уступки в ущерб себе либо полностью отказываться от сотрудничества с супермаркетами, отсекая себя от огромного количества потенциальных покупателей.

И эти проблемы не только отдельного региона, с ними в той или иной мере сталкиваются все производители страны.

Пока власти, похоже, не особо вмешиваются в правила игры, которые установили федеральные сети, считая это рыночными отношениями. Однако по мнению ряда экспертов, увеличение доли сетевого ритейла в стране не только не приносит пользы, но и потихоньку убивает российскую экономику в лице местных товаропроизводителей.

Есть ли тут благоприятное для российских производителей решение? Безусловно! Но оно требует политической воли.

Пришло ли время?

Продолжение следует…

 

Маргарита Светлова

Комментарии

Миха 20 января 2021, 12:35
Сети может и благо, если судить поверхностьно — всё в одном месте, вроде удобно. И покупатель верит, что у него есть выбор. А выбор, оказывается, жестко контролируется и по сути потребитель лишен его. То есть берет, что дают…
Антон Палыч 24 января 2021, 10:00
Как вариант, производителям самим следует объединиться в ассоциации и союзы и отстаивать интересы своих челнов при общении с сетями, плюс создать точки сбыта своей локальной продукции и подвинуть сети прежде всего качеством и ценой