Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • Госрегулирование цен — путь к дисбалансу рыночной экономики

Госрегулирование цен — путь к дисбалансу рыночной экономики

14 дек 2020

Наконец-то проблему заметили

Председатель Правительства Михаил Мишустин 10 декабря провел совещание по динамике цен на продовольственные товары, на котором утвердил состав межведомственной рабочей группы по ситуации с ценами на социально значимые товары.

Накануне этого Президент РФ Владимир Путин выразил обеспокоенность ростом цен на базовые продукты питания и подчеркнул, что нельзя допустить, чтобы у людей не хватило денег на еду.

Данные Росстата, с которыми ознакомили главу государства, показали, что рост цен отмечен практически во всех категориях продуктов питания, причем сахар и подсолнечное масло подорожали больше всех. Так, с января по ноябрь сахар подорожал на 71,54%, подсолнечное масло — на 23,8%, мука — на 12,9%, макаронные изделия — на 10,5%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 6,3%.

Михаил Мишустин отреагировал. «Для стабилизации цен на продукты питания на внутреннем рынке необходимо принимать комплексные решения, реагировать быстро, с максимальным охватом — от поля до прилавка. И вовлечь в эту работу всю цепочку — производителей, посредников и торговые сети», — отметил премьер-министр. Он раздал поручения всем.

Так, Минэкономразвития России было поручено представить в Правительство РФ предложения по созданию системы мониторинга за ценами на социально значимые товары, включая параметры такой системы, и содержащую данные из разных источников, в том числе из Росстата и Федеральной налоговой службы России.

Здесь хочется спросить, а разве ранее не велся мониторинг цен на социально значимые товары профильными ведомствами? А как же тогда рассчитывалась стоимость потребительской корзины, на основе которой определяется прожиточный минимум? Выходит, что ситуация с ценами была пущена на самотек, на рост цен не обращали никакого внимания до реакции Президента.

Достаточно ли полномочий у Правительства?

Михаил Мишустин также поручил Правительству подготовить нормативные акты для решения проблемы роста цен на продукты питания. Это поручение тоже вызывает вопросы.

Согласно закону, Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, если цены на них вырастут в регионе на 30% и более в течение 30 дней. А если, например, в первый месяц рост составил 29% и во второй еще 29%, то такого права уже нет. Поэтому в нынешней ситуации у Правительства нет возможности установить предельные цены.

Сработают ли принимаемые меры?

Минсельхозу России поручили доложить о мерах по снижению цен на продовольственные товары с указанием контрольных точек и ожидаемых результатов. Федеральной антимонопольной службе было поручено в суточный срок представить в Минсельхоз России предложения по содержанию и основным параметрам четырехстороннего соглашения между производителями, торговыми сетями, Минсельхозом и Минпромторгом. Планируют начать с сахара и масла. Будет установлен предельный рекомендованный уровень отпускных и розничных цен.

Но это поручение вызывает еще больше вопросов. Неясно, станут ли участниками таких соглашений только ведущие производители и крупные торговые сети, или соглашения будут касаться всех участников рынка. Если всех, то даже технически заключить с ними соглашения довольно проблематично из-за их огромного числа. Далее, соглашение или договор предусматривает взаимный учет интересов. А как можно учесть интересы каждого отдельного участника соглашения? Только путем переговоров с ним. Но проведение таких переговоров — это очень тяжелая задача, ресурсов на ее решение у государства просто нет. Значит, будут вынуждать заключать типовые соглашения, при которых об учете интересов участников рынка речи вести нельзя.

Если же соглашения будут касаться лишь гигантов, то что делать остальным? Как мы писали ранее, производители пищевой продукции уже испытывают на себе негативное влияние от требования торговых сетей не повышать цены. В результате производителям приходится сдерживать рост цен за счет собственной рентабельности, тогда как наценки сетей не меняются.

В худшем случае, государство может даже пойти на дотирование отдельных производителей и продавцов. Но тогда останется неясной судьба других участников рынка, которые вынуждены повышать цены из-за роста закупочных цен на сырье, из-за падения курса рубля и подорожания всего, что связано с импортом (семена, производственное оборудование, транспорт, комплектующие).

Каков же выход?

Если Правительство сейчас тем или иным способом искусственно заморозит цены на продукты питания, никак не поддержав производителей, то это может помочь лишь «пережить» новогодние праздники и стать крайне негативным фактором, способствующим резкому скачку цен в дальнейшем. В длительной перспективе Правительство уже не сможет сдерживать цены.

Ряд экспертов считает, что искусственное сдерживание цен приведет к разорению производств и ухудшению качества продуктов. Ведь девальвация рубля никуда не исчезла, да и дополнительные затраты на антиковидные меры, наверняка, сохранятся. Поэтому многим производителям останется только экономить на качестве.

Печальные примеры вмешательства государства в ценообразование нам знакомы со времен СССР с его тотальным дефицитом. Есть и свежие примеры, когда попытка сдерживать рост цен на лекарства стала одной из причин дестабилизации этого рынка и возникновения дефицита.

Но способы бороться с негативными последствиями роста цен есть. Лучший регулятор в мире — это конкурентный рынок. Цены на продовольствие растут не просто так, для этого существуют объективные факторы их роста, вызванные нестабильностью на рынке. И если рынку не мешать, то он снова вернется в состояние равновесия, а цены постепенно снизятся.

Правительство намеревается отследить всю цепочку отношений между производителями, переработчиками, продавцами сельхозпродукции, чтобы найти меры по сдерживанию роста цен. В принципе, это правильное начинание. Но только решения должны быть своевременными, приниматься планомерно, а не в авральном порядке и не приводить к застою в экономике. Например, пересмотр экспортных пошлин на сельхозпродукцию нужно было начинать при появлении первых признаков роста цен на внутреннем рынке, а не тогда, когда ситуация зашла уже слишком далеко.

Основная опасность введения госрегулирования цен на продукты грозит пустыми прилавками. Не стоит забывать опыт советской плановой экономики, когда именно госрегулирование цен было главной причиной тотального товарного дефицита. А нужно ли нам это? Разумеется — нет!

Что касается срочных мер, то почему-то ничего не говорится о расширении мер социальной поддержки для малоимущих слоев населения. Не нужно тешить себя иллюзиями, что цены быстро удастся сбить без серьезных негативных последствий для экономики. Основная польза от задуманных Правительством мероприятий должна проявиться не сейчас, а в будущем, когда созданная система мониторинга цен и своевременного реагирования на их повышение поможет предотвращать новые кризисные ситуации. А людям нужно жить сегодня и покупать продукты по тем ценам, которые сложились. Поэтому нуждающимся надо помочь, необходимо оперативно повысить величину прожиточного минимума и связанные в ней социальные выплаты.

Комментарии

Ираида Коптева 13 декабря 2020, 21:07
Согласна с автором данной статьи, что необходимо расширение мер социальной поддержки для малоимущих слоев населения. Людям нужно жить сегодня и покупать продукты по тем ценам, которые сложились. Поэтому нуждающимся надо помочь, необходимо оперативно повысить величину прожиточного минимума и связанные в ней социальные выплаты.
Маша 14 декабря 2020, 08:05
Сомневаюсь, что что-то может измениться… Наше правительство, как-то выборочно оказывает поддержку. И не совсем понятно по какому признаку. Поживем — увидем!
Умыч 14 декабря 2020, 11:21
Сидели год и смотрели на рост цен. Теперь перед годовой пресс-конференцией президента зашевелились. Оказывается надо что-то делать! Тем временем с весны еще началось, надо было тогда и начинать мониторить цены. В общем, у нас как обычно. Пока президент не скажет, никто ничего не делает.
Алексей 14 декабря 2020, 14:09
Обычный популизм. Нельзя не знать, что уронив рубль для поддержки нефтянки ( в долларах нефть подешевела, а в рублях практически нет) государство непонимало, что дешевый рубль касается все сферы экономики. С/Х: семена, техника, удобрения- всё в основном импорт. Переработчика: линии производства, запчасти — импорт. Родное — топливо, электроэнергия. Но это дорожает и без нас. И никто никому пальцем не грозит. Социально значимые продукты. Социальный — значит доступный всем. Это значит — дешевым. За счёт чего? (См. выше ) Государство субсидирует малообеспеченных граждан, значит оно должно субсидировать и производство, которое старается сохранить доступные цены. И это не кредиты для с/х под 12%. А то как-то странно. Не дать получить прибыль это всё равно, что отобрать деньги.