Мы в соцсетях:

Мораторий для поставщиков

23 ноя 2020

Предприятиям пищевой промышленности сегодня, как никогда, нужна поддержка со стороны государства.

 

Торговые сети хотят удержать покупателя, а производители продукции — сохранить предприятия

С ноября российские торговые сети ввели мораторий для своих поставщиков на пересмотр закупочных цен, мотивируя это решение пандемией и снизившимися из-за этого доходами населения. Пока известно, что продлится мораторий до февраля 2021 года. Торговые сети против того, чтобы поставщики продукции повышали цены, так как покупательская способность населения падает, а нужно во что бы то ни стало удерживать продажи. В свою очередь, поставщики больше не могут компенсировать за свой счет подорожание сырья и падение рубля, что конечно же сказывается на рентабельности производства. И самый болезненный удар по пищевой индустрии нанес растущий экспорт зерна. К примеру, ситуация с ростом цен на зерно ощутимо понизила рентабельность птицеводов (7%). Вместе с ними рентабельность упала и у производителей молочных продуктов и хлебобулочных изделий. Например, рентабельность в хлебопекарной отрасли составила 0,5%. Именно на этих отраслях сильнее всего отразился существенный рост цен на сырье. Еще в первом полугодии цены на сырье стали ползти вверх. А во втором полугодии 2020 года они демонстрировали уже резкий скачок. Так, цены выросли на муку высшего сорта — на 39%, муку первого сорта — на 36%, муку второго сорта — на 28%, ржаную муку — на 11%, сахар — на 80%, подсолнечное масло — на 87%. С учетом роста цен и на другое сырье, в целом увеличение сырьевой базы составило не менее 40%. Все это говорит об объективной необходимости пересмотра условий входных цен в торговые сети.

Следует отметить, что до недавнего времени производственными предприятиями увеличение отпускных цен на сырье нивелировалось исключительно за счет собственной рентабельности. К сожалению, на сегодняшний день возможность поддерживать старые цены на продукцию, произведенную из сырья по новым ценам, которые и так сохраняли несколько месяцев, отсутствует.

Однако, несмотря на объективные причины производителей, федеральные сети ввели мораторий на изменение входных цен, причем в одностороннем порядке, без снижения собственной наценки. Так быть не должно, поскольку в сложившейся экономически непростой ситуации все участники должны быть в равных условиях, а не выезжать за счет кого-то одного.

Без вариантов?

Среди вариантов решения проблемы могут быть: увеличение цен торговыми сетями в соответствии с изменением закупочной цены, как, например, делают многие аптечные торговые сети, либо повышение цен сетями в меньшей степени, чтобы не потерять часть покупателей, и, вместе с тем, некоторое снижение своей маржи.

Понятно, что в росте цен не заинтересованы ни ритейлеры, ни тем более производители пищевой продукции народного потребления, которые всегда помнят о социальной ответственности перед покупателем. Но сегодня ситуация такова, что если не найти альтернативное решение, предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности придется уже не пояса затягивать, а либо замки на ворота своих производств вешать, либо значительно ухудшать качество продукции. Последнее, не самый лучший вариант, поскольку предприятия с многолетней историей и стабильно высоким качеством продукции, не готовы идти на такой опрометчивый шаг.

Стоит отметить, что государство у нас заботится прежде всего о производителях сельхозсырья, а предприятиям пищевой перерабатывающей промышленности уделяется совсем мало внимания. А оно сегодня очень необходимо, особенно с учетом той непростой ситуации, в которой оказалась российская и мировая экономики. Ведь именно переработчики обеспечивают наличие на прилавках продовольственных товаров, включая такой стратегический, как хлеб. Если ранее им как-то еще удавалось выживать в кризисы, то сегодня к ним добавилась пандемия с ее негативными последствиями.

Поэтому государству необходимо включиться в решение имеющейся проблемы и выработать действенные меры адресной оперативной поддержки предприятий пищевой перерабатывающей промышленности, в первую очередь поддержать те отрасли, которые наиболее ощутимо пострадали от резкого скачка цен на сырье. Это и субсидирование, и дополнительные ограничения на экспорт зерна, и различные льготы. Хотя самым простым был бы отказ от моратория на повышение цен в крупных торговых сетях, так или иначе контролируемых государством.

Хлеба и зрелищ

На днях на сайте Министерства культуры РФ появилась информация о том, что государство поддержит российскую киноиндустрию в период пандемии, помощь получат более 500 организаций. На эти цели выделяется 4,2 миллиарда рублей. Кинотеатры смогут получить поддержку уже в декабре, им субсидии будут выделять пропорционально сборам российских фильмов в январе-марте 2020 года. Это сделано, чтобы поддержать и те кинотеатры, которые не смогли открыться после первой волны пандемии. Как отмечается на сайте минкультуры, предлагаемые меры позволят компенсировать часть долговых обязательств, накопленных в связи с приостановкой деятельности организаций, а также часть недополученных доходов на фоне падения объема национального рынка кинопроката. Отметим, что эта отрасль испытывает проблемы из-за введенных ограничений на фоне пандемии, кинотеатры заполнены в лучшем случае на 1/3, рентабельность бизнеса практически на нуле. И вот государство, наконец, обратило на эту отрасль внимание.

Хочется надеяться, что государственная поддержка придет и к представителям пищевой перерабатывающей промышленности еще до того, как наступят необратимые последствия для российских производств.

Комментарии

Елена 23 ноября 2020, 14:01
Весьма удивлена таким понятием как мораторий на пересмотр цен. Разве это законодательно где то предусмотрено? Хотелось что бы государство обратило внимание на эту «сторону» коммерческой деятельности
гость 23 ноября 2020, 14:18
Кто ж осмелится на сети глаза поднять! Это не своих лупить…
Виктор 23 ноября 2020, 14:33
А у нас так всегда бывает — за чужой счёт быть хорошими.
Гость 23 ноября 2020, 18:03
Небавно у Караулова вышла передача о том, что 70% пищевой продукции, продаваемой в сетях содержат глицидол, который вызывает онкологию. Образуется этот глицидол в продуктах в следствии того, что при производстве используется техническое пальмовое масло низкого качества. А вынуждают производителей использовать это масло именно сети, диктуя цены и объявляя в том числе вот такие моратории. В результате добросовестный производитель не может довести всою качкственную продукцию до потребителя, а потребитель вынужден покупать и потреблять всякое дерьмо, жертвуя своим здоровьем. Но торгошам, в виде сетей, плевать и на отечественного производителя и на собственный народ, потому что у них нет родины, им главное — прибыль.