Мы в соцсетях:

В ожидании перемен

17 авг 2020

Завершение реформы контрольно-надзорной деятельности перенесли.

Оказавшись в трудной ситуации, связанной с вынужденным режимом самоизоляции и потерей прибыли, представители предпринимательства пошли на крайние меры. Они обратились лично к Президенту РФ Владимиру Путину. Объединения пяти индустрий - общественного питания, фитнеса и спорта, красоты, гостеприимства и организации массовых спортивных мероприятий - направили письмо президенту. В нем они просят ускорить реформу контрольно-надзорной деятельности, которую называют регуляторной гильотиной.

Его подписали руководители Федерации рестораторов и отельеров, Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, инициативной группы центров и поставщиков оздоровительной и медицинской SPA-индустрии, Национальной ассоциации клиник эстетической медицины, Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений.

- Ликвидировать все устаревшие и обременяющие нормы нормативно-правовых актов по заключениям рабочих групп, состоящих из экспертов и представителей профессиональных сообществ, пересмотреть и сократить до 25 листов СНиПы, СанПиНы и многие другие устаревшие и потерявшие актуальность документы", - говорится в письме.

Помимо этого инициативные предприниматели просят "запретить любые штрафы для бизнеса в течение трех лет с момента завершения режима повышенной готовности, заменить штрафы предупреждениями", "запретить все плановые проверки, а выездные проверки контрольных ведомств по жалобам разрешить только для проведения обучения и профилактики", "децентрализовать контроль и перевести контрольно-надзорные ведомства в подчинение региональных органов управления".

Бизнес не раз говорил о том, что составлением правил занимаются люди, далекие от деятельности того или иного предприятия, поэтому многие требования попросту абсурдны. Чтобы не допускать такой ошибки в новых правилах, объединения индустрий просят передать разработку отраслевых стандартов "от теоретиков в контрольных ведомствах к практикам в отраслевых объединениях и экспертам на независимой площадке Агентства стратегических инициатив, отстранив от законотворчества контрольно-надзорные ведомства".

Не получилось

Несмотря на просьбы ускориться, сроки реализации проекта под названием «регуляторная гильотина» провалились. Предостережения на этот счет чиновники получали уже весной текущего года от различных бизнес-объединений. В правительстве отмечают, что реформа контрольно-надзорной деятельности призвана устранить недостатки действующей системы - "несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием. При этом запланированная трансформация законодательства, в ходе которой должно было снизиться количество коррупциогенных факторов и качество проверок должно было измениться принципиально, зависла на неопределенный срок. Официально его, конечно, определили и даже огласили, но этот факт не гарантирует того, что задумка будет осуществлена и к объявленной дате — ее ведь тоже можно перенести, а ответственности за срыв сроков, как всегда, никто не понесет. Бизнес, по обыкновению, просят потерпеть еще немного и войти в положение — коронавирус затормозил работу, а это какой-никакой аргумент. Правда, в положение бизнеса никто входить не захотел. Особенно это касается закредитованных предпринимателей, которым, несмотря на рекомендации главы государства, банки отказались «прощать» просроченные платежи и отсрочка по кредитам оказалась далеко не бесплатной.

Нововведения должны уложиться в закон о государственном контроле. Нормы закона в случае его принятия вступят в силу с первого июля 2021 года, а не с первого января, при этом с 2022 года кабинет министров будет обязан ежегодно представлять в Госдуму и СФ сводный отчет о государственном контроле (надзоре). Соответствующие поправки поддержал профильный думский комитет по контролю и регламенту при подготовке ко второму чтению проекта «О государственном контроле (надзоре) в РФ», входящего в пакет о «регуляторной гильотине».

Согласно поправкам ко второму чтению, положения о видах регионального государственного контроля и о видах муниципального контроля подлежат утверждению до первого января 2022 года. До этого момента предлагается применять существующие сейчас нормативные правовые акты. Профильный комитет уточнил, что правительство РФ будет обязано направлять сводный доклад о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ в Госдуму и Совет Федерации, а также размещать его для всеобщего сведения на своем официальном сайте.

Законопроект также предполагает создание и ведение единого реестра видов федерального и регионального государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля. Формирование реестра начнется с первого июля 2021 года. На его ввод в эксплуатацию дается полгода.

Под жестким контролем

Генеральный прокурор, а также подчиненные ему прокуроры получат право надзора за исполнением закона о регуляторной гильотине. Соответствующие поправки также поддержал профильный думский комитет. Законопроект в целом предлагает отказаться от использования проверок как основного инструмента контроля. Правда, надеяться на то, что этот момент положительный, бизнесу не приходится. Скорее — наоборот. Причина для беспокойства - новые виды мероприятий, например, контрольная закупка, выездные обследования или рейды. Это в корне меняет ситуацию. Если к проверке бизнес успевал подготовиться, о ней уведомляют заранее всегда, то к рейду подготовиться не возможно. Внеплановая мониторинговая закупка, рейдовый осмотр и внеплановый инспекционный визит могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры.При этом чиновники обещают, что главными будут такие профилактические меры, как рекомендации, консультирование и информирование, но когда предприниматели верили обещаниям?

- Отбор проб или образцов продукции при выборочном контроле "осуществляется в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи". "Случаи обязательного использования видеозаписи при отборе проб (образцов) продукции (товаров) устанавливаются положением о виде контроля", - уточняется в тексте.

Еще одна поправка уточняет, что если в ходе выборочного контроля отбирались образцы продукции и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности или качеству продукции, при этом сам товар уже утратил свои свойства и не может быть возвращен, контролируемое лицо сможет обратиться с требованием о возмещении стоимости утраченной продукции. Исключения составляет контроль и надзор в сфере обращения лекарственных средств, медицинских изделий, донорской крови, ее компонентов и биомедицинских клеточных продуктов. Порядок возмещения стоимости установит правительство.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

Строгость российских законов нивелируется необязательностью их исполнения. Вот — главное на сегодня правило жизни и в МСП в том числе. Правительство с упрямством, достойным лучшего применения, ужесточает все, что можно и нельзя, а предприниматели ищут обходные пути и пытаются «договориться». Но такое поведение чиновников вызвано не желанием навести порядок в области предпринимательства, а в личных целях, поэтому, мы видим пробуксовки в уже ставшей притчей во языцах регуляторной гильотине и исполнении всевозможных указов и приказов о прекращении проверок. Чиновники всегда найдут обходные пути. И выход я вижу в следующем. Первое — это ответственность за срыв сроков наказов президента и правительства в сфере МСП. На данный момент не только не выполняются моратории на проверки, но и наблюдается просто хамское отношение проверяющих к предпринимателям( кто вам обещал, к тому и идите).

Второе. Полная непрофессиональность чиновников, назначаемых на должности. И это касается не только МСП. Мы видим, как под видом усиления просто тасуются кадры между управлениями, комитетами. И в третьих. Нельзя использовать коронавирус, чтобы откладывать нужные законы и постановления к новедению порядка в порой бредовых, не работающих, а порой и преступных правилах ведения бизнеса. Наоборот, COVID-19 должен стать сейчас ускорителем принятия решений, в том числе и по регуляторной гильотине. Но сегодня у бизнеса и правда нет надежды на существенные улучшения и это мы уже ощущаем на себе и будем ощущать еще больше во всех областях: общественного питания, транспорта, туризма, торговли и так далее.

Фото: Google.com

 


 


 

Комментарии

Жанна Светлова 18 августа 2020, 15:20
Ну кто б сомневался, что у них это всё пафасно провалится…
Эльвира 18 августа 2020, 16:05
То есть, мы ждали улучшений, а будут постоянные рейды? Ну удружили.
Татьяна Романовна 18 августа 2020, 16:06
Если будут рейды, то и не подготовишься…