Мы в соцсетях:

Каждый пятый

13 июл 2020

Как отразилась пандемия коронавируса на малом и среднем бизнесе Тамбовской области?


Пандемия коронавируса и сопутствующая самоизоляция не могли не отразиться на предпринимателях. Во всем мире, в том числе и в странах с такой развитой экономикой, как США, не могут продолжать работу даже раскрученные бренды. Например, Zаra заккыла 1200 магазинов, Шанель остановила производство, как впрочем и Ролекс. В фирме Nike готовятся ко второй волне увольнения сотрудников, накоплено 23 миллиарда долгов, даже популярный Старбакс заявил о закрытии 400 магазинов.

А что же происходит в регионах России, экономике которых далеко до развитой? Всего по состоянию на 22 июня 2020 года в Тамбовской области работает 40189 субъектов МСП. При этом в розничной торговле занято около 15 тысяч субъектов. Важно учесть, что по сравнению с данными Тамбовстата, с первого июня 2019 года их численность сократилась на 20 процентов. На 18 процентов снизилось количество организаций и ИП, занимающихся страховой и финансовой деятельностью.
Если говорить о масштабах ситуации во всей стране, то цифры совпадают, в числе закрывшихся и проходящих эту процедуру — те же 20 процентов, то есть каждый пятый бизнес. К нормальной работе среди российских предпринимателей смогли вернуться меньше половины. Это следует из данных опроса, который провела Торгово-промышленная палата РФ, опросив 26,8 тысячи предпринимателей из 83 субъектов РФ, 98 процентов которых относятся к микро-, малому или среднему бизнесу.
Половина опрошенных предпринимателей в начале июня заявила о том, что их бизнес уже начал работу. Треть респондентов сообщили, что восстанавливаются или пытаются приспособиться. При этом окончательно закрыты 17 процентов, а 7 процентов находятся в стадии закрытия, говорится в исследовании.
О наличии плана действий по восстановлению деятельности заявили 37 процентов предпринимателей, столько же бизнесменов предполагают, что на восстановление их дела уйдет от полугода до года, а 40 процентов пока просто наблюдают за ситуацией.

Каковы планы?

По данным опроса, треть предприниматtлей надеется получать субсидии и льготные кредиты через инфраструктуру поддержки бизнеса. Однако, по тем или иным причинам, для большинства эти меры недоступны. Кто-то собирается либо использовать собственные накопления либо обращаться за кредитами в банки на общих условиях, это почти половина опрошенных.
Также, бизнес все еще рассчитывает на меры поддержки, предложенные Правительством РФ. Для наиболее пострадавших отраслей это право на отсрочку арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, мораторий на банкротство и программа по выдаче кредитов под 0% на зарплату сотрудникам, субсидии - по 12130 рублей в месяц при сохранении не менее 90% работников. Самозанятым будет возвращен налог на доход, уплаченный за 2019 год.

Причина — падение выручки

Не нужно быть экспертом в сфере экономики, чтобы понимать, как отсутствие выручки влияет на бизнес, ведь сама суть предпринимательства - это получение прибыли. Торгово-промышленная палата РФ обнародовала данные еще одного интересного исследования, без прекрас показавшие ситуацию в экономике России.

Это третий этап Всероссийского опроса предпринимателей «Бизнес-барометр страны», который проходил с 17 по 29 июня 2020 года и был направлен на исследование положения малого и среднего бизнеса в постпандемический период. Участие в исследовании приняло более 26 тысяч предпринимателей, в том числе и из Тамбовской области.

Показательно то, что увеличением выручки в кризисный период может похвастаться всего один процент предпринимателей, ее сохранением на прежнем уровне — четыре процента, а вот у остальных 95 процентов зафиксировали ее снижение, причем у трети компаний она просто рухнула на 70 и более процентов.

Самыми актуальными проблемами в период нерабочих дней для компаний стали обязанность оплаты труда сотрудников без ведения деятельности и получения доходов. Несмотря на субсидии на оплату труда и условия льготных кредитов бизнесу пришлось сокращать персонал. Для многих стало невозможным получение отсрочки по арендным платежам и занимаемые площади пришлось освободить. Стоит ли говорить о вреде разрыва производственно-сбытовых и технологических цепочек и отсутствии рынков сбыта? Это было неизбежно в период самоизоляции.

Мерить всех ОКВЭДом

Абсолютное большинство предпринимателей, а это 86 процентов, не согласно с подходом по применению кодов ОКВЭД для формирования перечня пострадавших отраслей. При этом министр экономического развитиz Максим Решетников еще в мае говорил о понимании такой несправедливости.

- Мы прекрасно понимаем, что эта система –вынужденный выбор. Нам надо было быстро помогать экономике. Ранее звучали предложения оказывать поддержку по критериям падения выручки. Мы на это не пошли. Отчетность, особенно у МСП – квартальная. Иными словами, чтобы помочь бизнесу, нам надо было бы дожидаться июля-августа, чтобы кому-то помочь. Но к тому времени, мы могли бы большую часть бизнеса потерять. Поэтому пошли по логике ОКВЭдов, даже понимая, что она несовершенна, - изложил логику принятия решений Решетников.
В правительство был внесен ряд предложений по дополнительной возможности предприятиям уточнять ОКВЭДы. В частности, Минэкономразвития предложило предусмотреть возможность определения основного вида деятельности по коду ОКВЭД, уточненному субъектом малого и среднего предпринимательства в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в срок до 1 июля внутри класса (подкласса), группы (подгруппы), которые включают в себя код ОКВЭД пострадавших отраслей. Это должно было потенциально расширить список получателей господдержки более чем на 200 тысяч субъектов МСП. Правда, об этом не знало 32 процента предпринимателей и 55 процентов этого сделать не успели. Такую возможность не упустили самые расторопные 13 процентов бизнеса.

Каковы «лекарства»?

Большинство компаний не строит планов по восстановлению, они уже вообще боятся что-то планировать. Но им абсолютно ясно, что для восстановления им нужны вполне стандартные меры поддержки, такие как снижение налогового бремени, гранты и субсидии от государства, «длинные деньги» по низкой ставке, перенос сроков введения маркировки. Есть парочка поправок на послекарантинный период - предприятия высказывают необходимость продления мер господдержки на 3 и 4 квартал 2020 года и возможность закупки всего, что предписал иметь Роспотребнадзор, по низким ценам.

В принципе, это те меры поддержки, о которых говорили абсолютно все бизнес-объединения в течение нескольких лет, это суть нацпроекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В июне правиnельство подготовило план восстановления экономики. На это было выделено пять триллионов рублей. На первый взгляд, неплохая сумма. Правда, 2,3 триллионов рублей, это расходы именно на реализацию нацпректа, которые уже были заложены в бюджете. А вот дополнительно на поддержку бизнеса и социальную помощь направят 1,6 триллиона рублей, или 1,5% ВВП.

Помогите выжить!

Еще одним индикатором, буквально лакмусовой бумажкой кризиса стали рекламные агентства. Это одни из тех предпринимателей, кто страдает от недостатка денег у всех остальных. Говорящие сами за себя показатели предоставили главе администрации Тамбовской области местные операторы наружной рекламы, обратившиеся к руководству региона за помощью - загрузка уличных рекламных носителей снизилась до 90%, поэтому они сейчас находятся на грани банкротства. Руководители организаций уже не исключают таких крайних мер,как сокращение штата работников.
Представители рекламных агентств просят власть о допсоглашениях на установку рекламных конструкций и зачтении ранее уплаченных ими средств как платы за три месяца 2020 года, а также о продлении ранее заключенных договоров на тот же срок.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

Из всего вышесказанного ясно, что бизнес потихоньку умирает. И причин здесь много. Как я уже ранее говорил, это и «удаленность Москвы» от реальности в регионах, и огромное количество препятствий между указами Президента РФ и конечным потребителем (МСП), это и хищническая политика банков, и многое другое. Но, как мне кажестя, основная проблема — это искажение данных о реальном положении дел. Нельзя вылечить больного, если он обманывает врача! Именно это сегодня происходит. Пока мы не научимся смотреть правде в глаза, не перестанем заискивать перед вышестоящим руководством, не уберем политику из экономики, ничего хорошего не произойдет, по крайней мере, в МСП. Сегодня ситуация в бизнесе патовая. Звучит много дельных и хороших предложений по выходу из кризиса и нужно только, чтобы они дошли до принимающих решения, были проанализированы и вернулись к нам готовыми решениями. Ну а пока, увы, будем ежедневно смотреть на закрывающиеся фирмы и слушать победные речи о несуществующих победах.

Фото: Google.com

Комментарии

Игорь 13 июля 2020, 14:50
Да мы все просто умерли…
Виктор 13 июля 2020, 15:50
Вся поддержка только на словах, а на деле — ничего!
Анна Попкова 13 июля 2020, 16:10
Ну првда же, что закрылось много бизнеса. И кафе на грани банкротства. Что будут ТЦ делать, я вообще не представляю — там такие площади простаивают…
Ирина Пананкова 13 июля 2020, 16:13
У меня вот у знакомых закрылся магазин. Они просто перестали арендовать площадь. Женщине 47 лет, она ушла в интернет. там теперь только торгует в соцсетях. Склад у нее дома. Квартира небольшая, а товар много места занимает. не удобно, но выживают, как могут. И так очень многие выживают. Просто у многих хуже, я понимаю, но так хотелось уже жить, а не выживать!
Ольга Р. 15 июля 2020, 11:06
Правильно, на наружную рекламу нет денег, потому что она дорогая. Некоторые отрасли изживут себя скоро. Сейчас таргет в интернете настроить дешевле и эффективнее.
Анна Попкова 15 июля 2020, 11:06
Ольга Р., ну не во всех сферах. Не все есть в интернете.