Мы в соцсетях:

Вузы на пути к банкротству

07 мая 2020

Как коронавирус повлиял на обучение.

Российские вузы с 16 марта 2020 по указанию Министерства науки и высшего образования в связи с распространением новой коронавирусной инфекции тотально перешли на дистанционное обучение всех студентов. Это добавило новых забот — ведь, чтобы организовать учебный процесс надлежащим образом, должны были быть отработаны дистанционные образовательные технологии. Большинство вузов оказались не готовыми к быстрой технической, технологической да и психологической перестройке.

Главная проблема заключается в том, что для студентов очных отделений полномасштабное дистанционное обучение никогда не осуществлялось. Не было соответствующим образом адаптировано содержание образовательного процесса, общий уровень подготовки профессорско-преподавательского состава не соответствовал новым требованиям времени. Поэтому дистанционное обучение началось с перенастройки учебного процесса, что соответствующим образом сказалось на качестве обучения.

Насколько в целом такая перенастройка удалась, сказать трудно. Тем более, специалисты считают, что никакие самые современные и эффективные системы дистанционного обучения не могут в полном объеме заменить привычных аудиторных форм.

Вот как описывает сложившуюся ситуацию Телеграм-канал «Незыгарь»:

«Занятия на дистанционном обучении в институтах проводятся зачастую в фрагментарном режиме, половина учебной пары может не быть, только потому что что-то сломалось. Материал студентами не изучается содержательно. Со студентов требуют лабораторные работы, сделанные дома, без измерительных инструментов и прочего оборудования, необходимо для этого. Естественнонаучные предметы просто не изучаются студентами, для самостоятельного изучения темы весьма трудны, а в условиях дистанционного обучения нормальный контакт студент-преподаватель невозможен. Кафедры не отвечают на запросы студентов. Задания высылаются, кто как захочет. Все свалено на старост, они как могут и разбираются по всем вопросам напрямую с преподавателями, хотя с некоторыми из них тоже не представляется выйти на связь».

Родители студентов некоторых столичных вузов обратились в суд с требованием снизить плату студентов очных отделений до уровня студентов-заочников. Мол, наши дети теперь тоже учатся заочно, почему тогда мы должны платить больше?

Но другие вузы заверяют, что за апрель им удалось перенастроить учебный процесс. По крайней мере настолько, что требования о снижении платы за обучение не выдвигаются. По всей видимости, такие вузы сумели избежать сведения дистанционного обучения к банальному заочному, качество которого, как известно, заметно отличается в худшую сторону от очного.

Студенты не могут платить

Но даже там, где дистанционное обучение удалось наладить, проблемы с оплатой за обучение не исчезли.

Уже с начала апреля вузы оказались в сложном финансовом положении. Доходы от оказания платных образовательных услуг сократились по разным данным более чем вдвое из-за резко возросших неплатежей студентов и практического полного свертывания всех программ дополнительного профессионального образования.

Дело в том, что из-за эпидемии коронавируса многие студенты, обучающиеся на коммерческой основе, потеряли возможность оплачивать свое образование. За большинство платили родители, но многие из них либо лишились дохода, либо столкнулись в резким его снижением. А многие из тех студентов, которые сами оплачивали обучение, потеряли доход из-за массового закрытия кафе и ресторанов, где они подрабатывали. Других подходящих предложений на рынке труда для студентов сегодня практически нет.

С учетом того, что в целом по России соотношение бюджетных и платных мест составляет примерно 50 на 50, сложившаяся ситуация является форс-мажорной для очень многих вузов.

А для некоторых вузов сложность ситуации стала просто критической. Один из вузов, который практически не имеет бюджетных мест, сообщил, что уровень оплаты за обучение сегодня составляет только 30% от предусмотренного договорами. За апрель заработную плату профессорско-преподавательскому составу еще как-то заплатили, а что делать с зарплатой за май — неизвестно.

А между тем, переход на дистанционные формы обучения заметно увеличил фактическую нагрузку на преподавателей при сохранении прежних нормативов учебного времени, на основе которых формируется оплата труда. Средние фактические трудозатраты при годовой учебной нагрузке преподавателя в 800–900 часов выросли по разным оценкам на 10–15%. Кроме того, в складывающей финансовой ситуации вузы по-прежнему обязаны неукоснительно исполнять Указ Президента РФ об обеспечении средней заработной платы профессорско-преподавательского состава в размере 200% от средней зарплаты в реальном секторе экономики. Например, для Тамбовской области это более 50 тысяч рублей.

Руководство вузов понимает трудности, с которыми столкнулись студенты, поэтому не спешит с их отчислением, надеясь на то, что постепенно долги по оплате будут погашены.

В тех вузах, в которых большинство мест бюджетные, ситуация несколько лучше. Однако и в них уже возникли проблемы с оплатой. Причем отмечается, что это касается не только российских студентов, но и иностранных, которых тоже затронули трудности, связанные с пандемией.

Что впереди?

Вузы с опаской смотрят в обозримое будущее — из-за последствий пандемии не исключен не только перенос ЕГЭ, но и начало учебного года. По прогнозам, ожидается серьезная трансформация приемной кампании 2020 года. Возможно, сократится количество абитуриентов и, прежде всего на платное обучение, на 20–30%. Это окажет дополнительное негативное влияние на финансовое состояние вузов, которые оказались сегодня без какой-либо защиты. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что многие вузы обанкротятся. А оставшиеся будут вынуждены пойти на массовые сокращения преподавателей. Возможны и закрытия филиалов вузов, имеющих филиальную сеть.

Правда в региональных вузах встречаются и оптимистичные настроения. Там считают, что кризис заставит многих родителей отказаться от отправки своих детей на учебу в столичные вузы. Таким образом, востребованность региональных вузов повысится. Что же, подобный эффект вполне возможен. Но он скорее коснется бюджетных мест.

Какой же выход может быть?

Избежать необратимых последствий пандемии для системы образования может помочь лишь финансовая поддержка со стороны государства вузов всех форм собственности. Если вуз получил государственную аккредитацию, готовит специалистов, он должен иметь право на финансовую поддержку в столь трудной для всех ситуации. Это даст возможность учебным заведениям сохранить свое положение, сберечь преподавательский состав, который является важной частью учебного процесса, а студентам — позволит благополучно завершить обучение.

Мы считаем, что вузы необходимо включить в список организаций, имеющих право на поддержку со стороны государства и помочь им, пока не поздно.

Ведь будущее страны и ее развитие напрямую связано с образованием. Не будет квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности, ни о каком инновационном движении и речи быть не может, не говоря уже о практических достижениях! И, естественно, все это скажется на уровне жизни населения…

 

Виталий Вутнанс, президент фонда «Собиз Инвест»

 

Комментарии

Леонид Л. 07 мая 2020, 12:56
Ну не 50 тысяч уж профессора в Тамбове получают, естественно. Поменьше у них зарплаты. Но и не минималка. Проблема то в том, что ВУЗы начали адаптироваться к современным реалиям, готовить хороших специалистов, налаживать начали контакт с работодателями. И тут всё рухнуло в одночасье. Это крах системы, который приближается и нарастает как снежный ком. Тут и нищенское существование профессуры, что обидно, и невозможность студентов платить за образование, и как следствие — снижение уровня квалификации специалистов в перспективе. Мы говорим и о врачах, в том числе, кстати. О тех, кто сегодня более чем востребован. И что мы получим в итоге? Мы получим общество, живущее в страхе. А мы все помним, что было в таком обществе с образованием. Это период начала 2000-х годов. Тогда высшее образование считалось чуть ли не роскошью. Люди шли учиться после 9 класса на рабочие специальности. Рабочие нудны, конечно. Без них никак. Но прогресса технологического и уж тем более цифрового мы не достигнем с одними только продавцами и пекарями, слесарями и сварщиками. Нужны и специалисты в сфере IT, и математики, и физики. Медики и химики — это даже не обсуждается. Поэтому ВУЗы необходимо поддержать. Просто иначе мы скатимся на 20 лет назад.
Леонид Л. 07 мая 2020, 13:00
И повторюсь, рабочие специальности очень нужны. Мы не говорим, что ВУЗы при этом все закроются, но мы говорим о доступности образования. О том, что так старательно мы растили преподавателей, открывали кафедры в Тамбове, открывали филиалы, чтобы ответить на запрос в специалистах, чтобы тамбовские юноши и девушки имели возможность учиться в Тамбове, а не ехать в Москву и Саратов. Многие просто не поедут. Мы долго шли к доступности образования и очень жаль, что труды идут насмарку.
Рустем 07 мая 2020, 13:45
Я давно закончил свой образовательный (ВУЗовский) процесс, но то стех пор помню из двух очень Достойных в своей области Российских ВУЗАх, где мне довелось получать высшее образование, это колоссальное отставание по технической и методической оснащенности от реального времени. Большенство методических и технических лабораторий не соответствовали запросам времени лет на 15-20, в прочем как и уровень подготовки преподавателей. возможно сейчас этот разрыв сокращен а возможно и нет. Но суть высшего образования заключается в его востребованности рынком труда даже не в текущий момент а на будущие 5-10 лет, и наши ВУЗЫ далеко не все способны это рыночный спрос на профессионалов своего дела удовлетворить. Мое мнение в отношении статьи: Поддержка Государства для ВУЗОВ платных/бесплатных необходима, также необходимо и их техническое и методическое переоснащение с запасом интеллектуальной прочности на 5- 10 лет, это необходимо делать было очень давно и не точечно а массово, тк выпускники этих ВУЗОВ и есть, наш будущий научный и трудовой потенциал. Также хочу отметить, что и среднее образование носит очень важный характер для страны в целом, институт ПТУ и Техникумов полностью убит, рабочие профессии не менее важны для страны и рынка труда в целом, это направление необходимо также включать в список приоритетов для развития. Восстанавливать оснащенность и качество преподаваемого материала, организовывать практики на реальных производствах для изучения полного понимания процессов производств. И делать это нужно не только на Российских предприятиях но и зарубежных для изучения лучших практик.
Рустем 07 мая 2020, 13:47
Да кстати, на злобу дня: Совершенно необразованный человек может разве что обчистить товарный вагон, тогда как выпускник университета может украсть целую железную дорогу. Теодор Рузвельт
Гость 07 мая 2020, 14:11
В нашей стране к доступному образованию мы никогда не придем, также как к бесплатной медицине и большим зарплатам. Дети — самое уязвимое место, родители готовы платить за них любые деньги, лишь бы у чада высшее образование было, потому что без него никуда. Государство будет этим пользоваться, так что ждать пересчета за обучение, а хуже того — бесплатного образования — бессмысленно.
Елена К. 07 мая 2020, 14:12
Совершенно несправедливо в это сложное время существующая система образования отпущена на произвол судьбы. И естественно, что если общественность, непосредственные участники производственного процесса будут молчать, государственная власть так и будет не замечать страшных сложностей и отката далеко назад российского образования
Джон 07 мая 2020, 14:14
Не смотря на всю катастрофическую ситуацию все самое качественное образование я получал и буду получать дистанционно вне госсударственных учреждений.
На счет поступлений в вузы ситуация лично мне непонятна, но думаю пресловутый ТИХМ сейчас ждут камеральные проверки, особенно их гнилой юридический.
Вот как поступить в столицу, да еще на архитектурный это конечно интересно.
Сейчас в любом случае будут перетусовывать все кадры, да оно може и к лучшему. Все самое интересное будет ближе к зиме.
Мать студента 07 мая 2020, 21:49
Наши РУССКИЕ студенты платят в начале учебного года! Так что год оплачен! А ВУЗ ещё компенсацию должен за дистанционное обучение! Сказки за деньги онлайн любой прочтёт! А за деньги родителей студентов ВУЗы безбедно просуществуют ещё не один год!
Мать ректора 07 мая 2020, 22:00
Конечно хорошо говорить когда деньги есть! А когда семья преподавателя живёт на одну его зарплату, а его дома посадили учить дистанционно и за это платят минималку! Как существовать?
Мать ректора и студента 07 мая 2020, 22:18
Так зачем же складовать яйца в одну корзину!
Мать студента 07 мая 2020, 23:39
С яйцами проще, пусть они лежат в одном месте. Хорошо есть младший! Принципиально-бюджет! В статье же написано фифти-фифти! Должно же повезти, если их двое?! Библиотекарь или социолог, их же так не хватает, и то если повезёт, или будут знакомые. А достойное образование, как сказал Джон, будем получать дистанционно вне государственных учреждений платно. Судя по Вашей статье, Виталий Владимирович, доход преподавателей зависит от нас, родителей студентов. Так почему же так взволновались педагоги, если можно просто сидеть на самоизоляции дома и получать оклад?!
Valeriya 08 мая 2020, 14:46
Качество обучения в вузах напрямую влияет на стабильность экономики в близком будущем. Потеря квалифицированного преподавательского состава создаст огромную брешь в системе образования.
Парадоксальная ситуация: есть указ Президента, но очевидно нет возможностей для его исполнения. От одного указа фонд заработной платы не сложится сам собой, необходимо финансирование. ВУЗы просто обязаны получить господдержку в сложившейся ситуации.