Мы в соцсетях:

Чтобы костюмчик сидел

22 янв 2020

Почему компании, занимающиеся производством одежды, теряют очевидную прибыль?

Занимаясь привлечением внимания к проблемам бизнеса, «Собиз Инфо» нередко получает информацию о недостаточности знаний в сфере экономической грамотности предпринимателей. Практически каждый второй, если не каждый первый герой публикации называет этот аспект проблемным. При этом предпринимателям не просто не хватает знаний, многие бизнесмены просто не понимают значимости экономической подкованности для успешного развития их бизнеса.

Эта проблема очевидна, если взглянуть на сферу пошива и продажи одежды. Суть вопроса заключается в том, что производители жалуются на низкую рентабельность и большие расходы на обслуживание предприятия, стабильное падение спроса на одежду в течение последних пяти лет. Резкий спад продаж одежды и обуви экономисты отметили в декабре 2019 года. Это явление не наблюдалось в стране с 2015 года. Причиной такой ситуации эксперты считают падение доходов населения, рост НДС и инфляция в сочетании с аномально теплыми осенью и началом зимы 2019 года. По оценкам, продажи одежды, обуви и аксессуаров в стране в 2019 году сократились на три-четыре процента, до 2,3 триллионов рублей. При этом, по предварительным прогнозам, существенного улучшения ситуации в новом году не ожидается, а аналитики предсказывают рецессию и снижение участниками рынка расходов на развитие.

Мировая тенденция

При этом, вся эта невеселая ситуация развивается на фоне практически «не закрытого» сегмента рынка — в Тамбове катастрофически мало качественной одежды в диапазоне 48-70 размеров по приемлемой цене. Несмотря на набирающее во всем мире обороты движение «бодипозитива», до российской провинции современная тенденция доходит с большим скрипом. Одежда категорий «Плюс сайз» и «Кинг сайз» остается дефицитной и стоит вдвое, а то и втрое дороже аналогичной одежды стандартного размера. Речь идет о качественной стильной одежде.

Обыватели могут высказать мнение, что людям, носящим такую одежду, стоит худеть и производитель не обязан не под кого подстраиваться. И тут появляется множество «но». И главное из них: «Не обязан, но разве производителю не нужны деньги?». Незрелое в плане толерантности российское общество пока не приняло право полных людей одеваться так, как им хочется вообще не рассматривает его как что-то серьезное, а имеющиеся на рынке вещи «Плюс сайз» имеют зачастую такой крой, что слово «полный» становится синонимом слова «пенсионер». Кстати, на западе и для пожилых есть особый сегмент одежды «Сильвер», а в России — нет. Несмотря на это, и полные люди, и люди в солидном возрасте остаются полноценными потребителями, у которых есть неудовлетворенный спрос.

Еще один аспект — наличие вещей больших размеров по высоким ценам. Такая ценовая категория в сложившейся экономической ситуации не доступна для большинства россиян. Падение потребительского спроса эксперты связывают с повышением НДС с 18% до 20%, инфляцией, а также ростом долговой нагрузки населения. По оценкам Росстата, годовая инфляция в 2019 году была на уровне трех процентов. А средний показатель долговой нагрузки россиян к первому октября достиг 24 процентов, сообщало Национальное бюро кредитных историй. По данным исследования агентства Nielsen и Conference Board, в третьем квартале 2019 года на одежде экономили 56 процентов россиян.

Тем временем, в США сетевая компания «Вэлмарт», являющаяся крупнейшим ритейлером, заявила о том, что планирует выкупить бренд женской одежды больших размеров, чтобы сделать ее доступнее для потенциальных покупателей и повысить уровень лояльности к сети. В России большинство предприятий продолжает поставлять в магазины одежду до 48 размера.

Допускается подобная ошибка производителями и продавцами одежды по всей России, это глобальная проблема. И заключается она в большинстве случаев в незнании способов работы в тяжелой экономической ситуации. Об этом в одном из свои интервью высказался российский ученый, научный руководитель Департамента маркетинга, профессор НИУ-ВШЭ, доктор экономических наук Игорь Липсиц. Он отметил, что такая позиция может быть избрана производителем и из за низкой рентабельности. По наблюдениям Игоря Липсица, сегодня люди все чаще отказываются от брендовых вещей и стараются покупать продукцию по промоакции. В России продажи по акции составляют 65 процентов от общего объема. Такое положение дел убивает бизнес, а как следствие — и экономику страны.

В то же время, нельзя не учитывать мировую тенденцию снижения рентабельности - даже 20 крупнейших компаний мира имеют среднюю рентабельность продаж примерно на уровне 15 процентов. Рекорды принадлежат компании «Apple», это 23 процента, но есть и такие мировые гиганты, рентабельность которых составляет всего три процента. Они выигрывают за счет больших объемов производства и продаж.

Все одинаковые

Игорь Липсиц обосновал причину низкой рентабельности и на отечественном рынке одежды: - У всех одинаковые продукты, поэтому идут ценовые войны. Стандартизация товаров в России это большая беда. Потому что если у вас стандартный товар, то идет ценовая война постоянно. Вы не можете предъявить никаких аргументов потребителю, почему должен у вас покупать, ведь сейчас в России все одинаково. Компьютеры все одинаковые, одежда одинаковая, обувь одинаковая. Один бренд уже от другого не отличить. Они все одинаковые и шьются одними и теми же китайскими руками на одних и тех же китайских предприятиях. Можно же сделать вертикальную интеграцию вперед и делать не сам продукт модифицированным, а на его основе что-то делать. Скажем, я могу выйти из текстильной промышленности в швейную и брать скорее не дифференциацией ткани, а дифференциацией одежды, которую я шью.

К сожалению, большинство производителей не могут или не хотят выходить за рамки стандартной схемы получения прибыли. В основном — от недостатка знаний, неумения анализировать рынок. В Тамбовской области пошивом одежды занимается всего порядка 20 предприятий. Одно из них — широко известная фабрика «Тамбовчанка». Фабрика не является домом высокой моды, поэтому в ассортименте на сайте и в фирменном магазине представлены блузы, платья, майки, брюки и другая одежда до 58 размера. Радует, что не до 48 — это уже неплохая тенденция. Однако, чем продиктовано решение шить одежду именно таких размеров, каково соотношение спроса на стандартные и большие размеры, какова рентабельность от реализации одежды категории «Плюс сайз» и кто является целевой аудиторией — гендиректор ЗАО «Тамбовчанка» Евгения Артемова затруднилась ответить.

Мы не ведем такую статистику, не занимались изучением этой темы, поэтому такой информации нет. По размерам — мы так решили. Каждый производитель сам решает, какую продукцию производить. К нам в магазин приходят и все размеры от 42 до 58 покупают, - ответила Евгения Артемова.

Сектор «Банкрот»

Вместе с тем, продукцию тамбовских и не тамбовских предприятий, которые шьют одежду больших размеров, практически не возможно найти в торговых центрах Тамбова. В основном, арендующие торговые площади в таких центрах магазины работают по франшизе, являясь частью большой торговой сети. При этом владельцы ТЦ нередко жалуются на плохую окупаемость, так как не могут поднять арендную плату. Яркий пример — признанный банкротом в 2017 году ТРЦ «Акварель». Торгово-развлекательный центр задолжал кредиторам около 3,3 млрд рублей. В 2018 году имущество ТРЦ выставили на торги. Суммарная стоимость лотов на первых торгах составляла 905 миллионов рублей, а на повторных торгах была снижена на 10% – 854,5 млн рублей. Оба раза торги были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- В случае, о котором говорится в статье, хотелось бы напомнить, что одна из главных целей бизнеса — получение прибыли и в вышеуказанной проблеме виноваты сами предприниматели. Это один из немногих случаев, когда винить первоочередно государство мы не можем. Анализировать свою деятельность и рассчитывать собственную прибыль должно каждое предприятие, если оно желает работать и развиваться. Один из главных «законодателей» моды Вячеслав Зайцев сказал: « Мода существует для дураков, а для умных - стиль». Так давайте же разделять понятия модной одежды и одежды стильной. В «модном» сегменте проблем нет, а вот стильные вещи сегодня в дефиците. И только когда предприниматели исправят свои недочеты, можно будет говорить об избыточном административном и налоговом бремени, нехватке консультаций и прочих проблем, которые должно решать государство. Пока многие производители не анализируют рынок, а просто берутся за производство ходового товара, который всегда востребован. Это приводит к тому, что непокрытыми остаются довольно серьезные сегменты рынка. На сегодняшний день это дает бизнесу колоссальную возможность для извлечения прибыли и повышения уровня лояльности клиентов.

Комментарии

Илона Ореева 24 января 2020, 14:43
Подписываюсь под каждым словом. Носить хочется красивую одежду, но и кушать тоже хочется. Ну не могу я быть худой, да и не хочу. Что ж мне, голой ходить?..
Лев П. 24 января 2020, 14:44
Илона, только не зимой. А то замерзнете ненароком))