Мы в соцсетях:

Душа в цифре

26 ноя 2019

Основываясь на произведениях русской и зарубежной литературы, мы можем обрести навязчивую мысль, утверждающую, что мировоззрение человека 19 века формировали сугубо среда обитания, ограниченная непосредственным контактом между людьми, и образование. Технологии 19 века не позволяли человеку общаться в системе реального времени на расстоянии и активно перемещаться в пространстве . Общение на удалении происходило посредством переписки и почты того времени с ограниченной скоростью передвижения, и это не позволяло оперативно принимать решения по ряду вопросов.

Естественно, суждения человека об окружающем мире в пределах его развития были ограничены произведениями авторов ранней эпохи и средствами массовой информации того времени, например, газетами. Этого явно недоставало для понимания глобального мироустройства. Как правило, мировоззрение сужалось до бытовых проблем: финансовое благосостояние семьи, естественные потребности, личностное физическое и духовное здоровье, воспитание детей. Огромное влияние на развитие личности в 19 веке оказывала религия. К примеру, в Российском государстве не делили подданных по национальному признаку, а только по вероисповеданию. Практически, государственной религией считалось Православное Христианство, одним из заветов которого было «Вся власть от Бога», а «Государь – помазанник божий». После упразднения Петром Великим патриаршества на Руси и создания административной структуры «Священный Синод», во главе которого был гражданский чиновник, исполнительная власть через институт церкви могла влиять не только на образование, через приходские школы и семинарии, но и на духовное воспитание и мировоззрение человека, согласно своему представлению о бытии. Были периоды, когда это способствовало развитию личности.

Но касаемо конца 19 века, в связи с увеличением всевозможных открытий ученых и развития технологий, увеличилось количество противоречий в сознании многих людей, и усложнилось некоторое восприятие мира. Самым сложным совмещением, пожалуй, является медицина, к примеру, вера в Бога и хирургия. Но для некоторой прослойки высокоразвитых индивидуумов эта проблема послужила толчком к изучению процессов и развитию человечества в прошлом, приведших к его настоящему состоянию, чтобы попытаться понять будущее, к таким людям относится Юваль Ной Харари. В своем мировом бестселлере «Краткая история человечества» он говорит: «Любой смысл, что люди предписывают своей жизни, иллюзорен, и мечта в потустороннем блаженстве, наполнявшая смыслом жизнь средневекового человека, столь же обоснована, как те смыслы, что в своей жизни находят современные гуманисты, националисты и капиталисты. Ученый видит оправдания собственного бытия в том, что умножает сумму человеческих знаний; солдат – в том, что сражается за отчизну; предприниматель – в создании новой компании; и все они так же заблуждаются, как средневековые схоласт, крестоносец и строитель собора» (Глава 19 «И зажили счастливо», пункт «Смысл жизни»).

На протяжении всей трилогии автор несёт мысль о том, что с приходом в жизнь человека цифровых технологий такие ограничения в общении и доступе к информации исчезают ровно так же, как и деление общества на условные социальные группы, люди начинают развиваться в равных обстоятельствах. Каждый в состоянии формировать себе группу общения в соответствии со своими интересами и интеллектом.

Это образовательное научно-популярное произведение не сообщает читателю подробности масштабных событий, происходящих в мире и влияющих на ход истории, оно рассказывает об изменении мышления человека в социуме с течением десятилетий. Так как человек получает избыточный поток информации, ему не так просто разобраться в ней, проанализировать и сделать выводы, принять решения и воплотить идеи в реальность. Но всё это открывает практически неограниченную возможность для совершенствования, в связи с чем ячейка общества, в которой существует тот или иной человек, расширяется.

В качестве недостатка можно заметить, как размывается индивидуальность, а манипуляция общественным мнением становится доступнее. Внутреннее состояние, действие и даже мысли индивидуума выносятся в публичное пространство. В том числе, изменение его местонахождения, круга общения, подробности времяпрепровождения. Человек перестаёт быть привязан к месту жильём, работой, семьёй, учебным заведением и многим другим. Теперь появляется возможность делать всё это дистанционно, в связи с чем человек всё больше зависит от технологий, которые облегчают его существование. Даже деньги, обеспечивающие ему комфортную жизнедеятельность, становятся виртуальными. Социальные сети и компьютерные игры с непредвиденным успехом заменяют живое общение.

Современный человек становится менее чувствительным и сострадательным ко всему живому: «Сегодня, после четырех миллиардов лет своего господства, основной эволюционный процесс – естественный отбор – стоит перед вызовом совершенно нового свойства. В лабораториях по всему миру ученые создают живых существ. Они беспардонно нарушают законы естественного отбора, не ограничивая себя изначальными характеристиками организмов» (Глава 20 «Конец Homo sapience»). Большое количество людей уверены, что могут заработать и создать что-то совершенно новое путём нажатия на клавишу своего девайса. По причине уверенности в ненадобности утекает навык создания некого предмета ручным трудом. Такая мысль имеет место на существование, однако, это технологии не сегодняшнего дня, а лишь возможной перспективы.

Современный человек в неком плане является переходной моделью от жителя 19 века до уникума 21. Поэтому Юваль Ной Харари убеждён, что мировоззрение современников нельзя считать завершённым, точным и неоспоримым. Оно скорее мечущееся в поиске лучшей версии себя, чем полностью сформированное, в нём присутствуют элементы как прошлого и настоящего, так и будущего. Когда и чем закончится этот процесс, с точностью сказать пока невозможно. Человек в наше время испытывает слишком большое давление не только внешних, но и внутренних факторов, но именно это становится причиной большей его интегрированности в мировое пространство. Заметно исчезают религиозные и традиционные границы, языковые преграды, национальные и духовные ограничения, серьёзно изменяется институт семьи и личное пространство. Остальное находится в процессе реформации. Каким станет человек в недалеком будущем, зависит, в том числе, и от путей, по которым будет развиваться цифровая индустрия. Какой продукт они, в силу экономических, политических, гуманитарных и других причин, предложат потребителю. Будет ли это вмешательство в человеческий мозг, путём внедрения каких-либо электронных устройств (чипов) или это вмешательство произойдет на генном уровне (изменение ДНК), или будет развиваться роботостроение с человеческим интеллектом, предугадать сложно. Скорее всего прогрессировать смогут все перечисленные технологии, и какие-то еще, на сегодняшний день, нам неизвестные. Что приведет к конкурентной борьбе, и каким методами она будет вестись и каких результатов достигнет, понять сложно. Остается надеяться, что теория Дарвина проиграет теории о создании человека Богом: «(люди) так и не разобрались в своих целях, и мы всё еще не удовлетворены. Мы строили каноэ, потом галеоны, потом пароходы, а теперь уже и космические корабли – но куда мы стремимся? Мы обрели невиданное прежде могущество, но понятия не имеем, как им распорядиться. Хуже того, люди становятся всё безответственнее. Боги – самозванцы, мы считаемся только с законами физики и ни перед кем не отвечаем за свои поступки. Мы превратили в кошмар жизнь других животных, мы разрушаем экосистему планеты, думая лишь о своем комфорте и удовольствии – и ни в чём не находим счастья. Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные Боги, так и не осознавшие, чего они хотят?» (Послесловие «Животные становятся Богами»).

Автор: Софья Арзамасцева

Иллюстрация: aurora.network

Комментарии

Алёна 26 ноября 2019, 12:53
Весьма интересные заключения по «Краткой истории человечества»! Для меня эта работа израильского ученого оставила положительное впечатление, и скорее приятную головную боль, после изрядной встряски мозгов) Харари блестяще проводит исторические экскурсы, изящно скользит по временной шкале, одинаково ориентируясь в ритуальных захоронениях и ипотеке!
Читатель 26 ноября 2019, 13:14
Религия как раз и является источником выработки потребительского отношения к природе и всем живым существам. В библейских текстах прямо указывается что человек венец творения и все твари даны ему в пользование. Религия заложила в сознание людей определённые патерны поведения которые остались даже у современного человека. Мы пожимаем плоды религиозного софта внедренные в биологические живые системы. Религия это предтече науки. Шаманизм- религия- наука вот линейка развития мышления человека. Только научное знание, соблюдение этических законов выработанных самими людьми сможет вытащить за уши нашу цивилизацию. А пока цивилизация погрязла в религиозном дурмане, безумных дремучих идеях и сотрясается от религиозного противостояния войн и распрей. Только человек в отличии от всех живых существ может планировать и прогнозировать будущее. И именно человек его знания должны стать ключем к гармоничному миру и процветанию нашего вида. Технологический процесс и все достижения науки это всего лишь железные костыли которые помогут пройти путь к расцвету намного быстрее. Цифровизация высвобождает творческий потенциал и открывает путь в новую эру. Автору рекомендую прочитать книгу: Клаус Шваб. Четвёртая Промышленная революция.
РАН 26 ноября 2019, 13:21
Вот хороший ресурс для изучения нашей цивилизации.http://www.iea-ras.ru/
Писатель 26 ноября 2019, 13:31
Проблемы, которые автор поднимает в своей публикации, — одни из наиболее актуальных для понимания роли и места человека в современном мире, путей его дальнейшего развития. «Цифра», в которой по большому счету неожиданно оказалась живая человеческая душа, все больше омертвляет эту душу. Причем, как это ни странно звучит, виновата в этом не «цифра», а душа, то есть человек. Современные технологии при всех их возможностях – всего лишь орудия. А вот как их использовать, зависит только от того, кто эти орудия употребляет. Вилкой тоже можно убить, хотя она предназначена для того, чтобы ею есть. И уничтожение ограничения в общении между людьми, возникающее вследствие прихода в нашу жизнь цифровых технологий, о котором говорит автор, для одних вполне может стать этой самой «убийственной вилкой», а для других пойти на пользу. Так что дело не в технологиях, а исключительно в людях.
В публикации очень верно подмечено то, что в результате безудержного шквала информации, который обрушивается на людей после того, как сняты все ограничения на получение информации благодаря развитию технологий, размывается индивидуальность каждого отдельно взятого человека, а его внутреннее состояние, действия и мысли выносятся на всеобщее обозрение. То есть фактически нарушается неприкосновенность личности, ее право на личное пространство. Хорошо ли это, пожалуй, каждому понятно без лишних комментариев.
Полностью согласен с мыслью Юваля Ноя Харрари, которую автор рассматривает в конце публикации. Люди, обретшие недоступное им в прежние века могущество, действительно не имеют ни малейшего понятия, что им с ним делать. А это свидетельствует лишь об одном – что это могущество по большому счету сейчас людям просто не нужно. И здесь на первый план вновь выступает идея внутреннего самосовершенствования, являющаяся стержнем христианства. Самосовершенствуйся, и тогда поймешь, как использовать все эти современные технологии не во вред себе и окружающему миру. Если они тебе вообще потом понадобятся.
Теолог правдоруб 26 ноября 2019, 13:59
Религия искажает представление об окружающем мире. Её единственная польза что люди перестали есть людей. Но она не развивается она самоцитирует сама себя. Она опирается на странные догмы. Она даёт людям веру что в другой жизни они будут жить лучше. И в это великий обман человечества все культы и религии дают надежду на загробный мир. Религиозные структуры держат в узде человеческий дух и разум. Они инструмент массового контроля и социальной инженерии. Когда люди поймут что они должны жить достойно в сегодняшний момент в реальной жизни они начнут задавать вопросы и менять окружающий мир. Если миллиард человек в Индии из низших каст перестанет верить в реинкарнацию то они они изменят эту страну.
Теолог правдоруб 26 ноября 2019, 14:03
Человек жив до сих пор благодаря своему интелекту. Он его и должен использовать в дальнейшем это основа его дальнейшего выживания. Сила в знании и не в искаженном а объективном знании. А нормы и этику вполне можно взять у основных религиозных учений. Но только выдержки и цитаты а не онтологии.
1Адольф 26 ноября 2019, 14:09
Все время нам пропихивают философию авраамических сект. Еврейский учёный. Еврейская религия. Может лучше ознакомиться с китайскими трактатами Лао Цзы и чжуан Цзы. Или религией бон или дзогчен. У эскимосов кстати оч интересное миропонимание есть. Может лучше у них.
Предприниматель 26 ноября 2019, 14:23
Интересная философская статья. А то надоело читать про налоги и деньги.
Гость 26 ноября 2019, 15:57
А что плохого в том, что человек с каждым днём прогрессирует все сильнее? Времена меняются, меняется отношение к жизни, к цифре. Если раньше цифры требовались только при счете, то сейчас благодаря технологиям, мы связываемся с близкими на другом конце нашей страны, обладаем безграничной информацией, стираем границы во времени и расстоянии. Да, безусловно, во всем этом есть свои минусы, но нельзя так категорично говорить, что цифра омертвляет душу… гораздо сильнее ее омертвляет тщеславие, зависть, корысть, злоба, лицемерие(можно перечислять бесконечно). Навряд ли во всем этом виноваты цифры и современные технологии, которые убивают индивидуальность.
Сергей 26 ноября 2019, 19:02
«Большое количество людей уверены, что могут заработать и создать что-то совершенно новое путём нажатия на клавишу своего девайса.»
На самом деле, это небольшой процент всего человечества. Так могут рассуждать сотрудники IT-индустрии и другие люди, непосредственно зарабытывающие в интернете (интернет-торговля, биржевые операции, например), да и то не все. Для многих компьютер — это просто рабочий инструмент, как авторучка, а не предмет профессионального интереса. Подавляющее большинство людей даже в развитых странах работают и творят не нажатием на клавишу. А если брать слабо развитые страны, то там таких еще больше.
Человечество будет меняться, это бесспорно. Но едва ли можно говорить, что это будет происходить столь прямолинейно.
А материал интересный для размышлений.
Костя 26 ноября 2019, 19:28
«Что может быть опаснее, чем разочарованные, безответственные Боги, так и не осознавшие, чего они хотят?» — вот в этом предложении вся суть нашей общей проблемы. Мы в большинстве своем неосознаны — ни о себе, ни о мире. И пока мы не осознаем суть себя и мироздания, мы будем богами-разрушителями, разрушая и себя, и нашу планету.
Татьяна 27 ноября 2019, 14:55
Статья представляет собой хороший философский экскурс в развитие человеческого интеллекта. Также представлены прогнозы облика человека будущего.
Виталий 27 ноября 2019, 15:09
Интересная статья о душе о цифре. Мне хотелось бы уточнить, что скрывается под душой и цифрой? Если цифровые технологии — это говорящий чайник или утюг и соцсети в телефоне, тогда понятно. У всего в жизни две стороны( как у медали). Интернет как источник знаний — это добро, но с помощью интернета совершаются сотни ( если не больше) махинаций и мошенничеств. Это зло. Да и душа бывает чистая и добрая, а бывает черная и завистливая.
В любом случае, хорошо, что автор задается таким вопросом и подходит к нему не формально, а пытаясь изучить вопрос!!!
Юлия 27 ноября 2019, 15:12
Для тех, кто увлечен этой популярной темой, поднятой в статье, советую посмотреть фильм «Превосходство» с Джонни Деппом в главной роли. По-моему, он заставляет глубоко задуматься именно над тем, что же такое «Душа в цифре». Там как раз один из сценариев развития человечества, идущего по пути цифровизации. Гляньте, кому интересно!
Татьяна 27 ноября 2019, 22:04
В данной публикации поднимается одна из важнейших проблем современного общества: влияние цифровой индустрии на сознание человека. Акцентное внимание в исследовании направлено, прежде всего, на социальные и психологические моменты данного воздействия. При этом автор в раскрытии данной проблемы затрагивает и диахронический аспект, размышляя о формирующемся сознании человека прошлых столетий в пространстве существующих коммуникаций, ограничивающих мировосприятие человека. Одновременно с этим подчеркивается извечно существующее в обществе противоречие между Богом и наукой, Богом и медициной. Однако следует заметить, что ложность этих противоречий в своё время доказали на практике величайший хирург, автор научных трудов по нейрохирургии – архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий); учёный, философ и монах – Павел Флоренский, которого называли «Русским Леонардо»; биолог-генетик Николай Вавилов, проповедовавший нравственные устои христианского сознания. К сожалению, это сознание в настоящее время в западноевропейских странах подвергается деформации под натиском лже-демократии, о чём неоднократно говорит в своих лекциях А.И.Осипов.
Автор данной статьи проводит интересные параллели с умозаключениями известного израильского историка-медиевиста, профессора, автора международного бестселлера «Краткая история человечества» — Ю.Н. Харари, который в своих рассуждениях прогнозирует кризис человеческого сознания, связанный со стремительным темпом роста технологий. В контексте подобных рассуждений возникает вопрос о смысле жизни отдельного человека как индивидуума, его месте в мире цифровых коммуникаций. Абсолютно согласна с автором данной публикации о возникновении манипуляции общественным мнением человека в условиях новейших информационных технологий, вынесения мыслей индивидуума в публичное пространство, замены живого общения социальными сетями, приводящими к постепенному размыванию истинных человеческих ценностей, которые проповедует христианство. Опасность этого тотального процесса заключается также и в том, что данные технологии не только воздействую на человека, но и служат индикатором деятельности правящих элит на уровне мировой политики.
Со стремительным темпом роста технологических коммуникаций, не зайдёт ли мир в тупик? Естественно, остановить этот процесс невозможно, так как он во многом даёт условия для комфортного существования, истоки которого можно было наблюдать ещё в эллинистическом периоде Древней Греции в философии Эпикура. К каким плачевным результатам она привела, известно всему миру. Однако и сейчас становится очевидным, что погружение в техносферу с целью расширения границ человеческого комфорта, может привести к обезличиванию человеческого сознания, его «бегству в никуда». Безусловно, что осмысление данного спектра вопросов, связанных с воздействием новых технологий на сознание человека, требует как социально-философского, так и этического осмысления.
Александра Михайлова 05 декабря 2019, 11:25
Хорошая рецензия, привлекает внимание к книге. Вообще тема злободневная, даже более того, она о хрупком будущем, которое зависит от наших действий сегодня. Очень тронула последняя цитата, она яркая, емкая, пожалуй, она отражает пафос всей книги ученого. В условиях неудержимого развития технологий держать нас в узде и не дать разбиться может только одно — нравственность. На языке верующих это страх Божий, для людей светских это мораль. Поэтому в современном обществе стоит самая острая потребность в воспитателях, которые привьют разумное, доброе, вечное нашим потомкам.