Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • Налоговый гнет на малый бизнес: обещания и реальность

Налоговый гнет на малый бизнес: обещания и реальность

23 ноя 2019

Факты — вещь упрямая

В этом году стартовал национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который должен быть реализован к 2024 году. Документ ставит своей целью увеличить за пять лет численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), до 25 млн человек, а также расширить доступ субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию. По задумке Минэкономразвития РФ, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая ИП должна вырасти с 19,2 млн человек в 2018 году до 25 млн в 2024 году, доля МСП в ВВП страны должна вырасти до 32,5% (в 2017 году она составляла 22,3%), а доля экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого экспорта должна увеличиться с 8,6% (2017 год) до 10%. Проект должен улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, но пока ситуация только усугубляется - налоговая нагрузка растет, а количество субъектов этой категории предпринимательства ежедневно сокращается.

В октябре Институт экономики роста им. П.А.Столыпина представил анализ ситуации, основанный на данных Росстата и Федеральной налоговой службы. Согласно обнародованному докладу, налоги в России выросли в 2,5 раза за последние десять лет. Если быть точнее, то с 2008 года налоговая нагрузка в несырьевом секторе возросла в 2,6 раза, а в сырьевом – в 2,2 раза. Так, если в 2008 году одно предприятие в среднем отчисляло в бюджет 1,2 млн рублей, то в 2018-м уже 3,2 млн. За десять лет количество предприятий несырьевого сектора сократилось на 12% – с 4,7 до 4,2 млн субъектов. Экономисты пришли к выводу, что больше всего фискальная нагрузка выросла в сфере торговли – в 4 раза (с 0,4 млн руб. до 1,6 млн), а количество торговых предприятий уменьшилось почти на 30% (с 1,8 до 1,3 млн). Получается, что основное сокращение количества предприятий произошло за счет торговли.

Эксперты отмечают, что несмотря на неоднократные намерения Правительства перейти к новой несырьевой модели развития экономики, у нас по-прежнему сохраняется зависимость от экспорта нефти и газа, в то время как доля предприятий несырьевого сектора в последние годы активно снижается. Одной из причин эксперты Института Столыпина называют повышение налогов, которые мешают развиваться предприятиям и частным предпринимателям.

Причины очевидны

По данным Минэкономразвития, ухудшение экономических условий привело к закрытию порядка 700 тысяч зарегистрированных юрлиц. Примечательно, что все предприятия, которые закрылись с середины 2018 по август 2019 года, относились к категории малого и среднего предпринимательства. Также по мнению экспертов Института экономики роста резкое сокращение числа малых и средних предприятий вызвано более жестким налоговым регулированием, а также многочисленными цифровыми технологиями, которые призваны усилить контроль за предпринимателями. Обязательное применение технологичных нововведений для субъектов МСП становится дополнительной финансовой нагрузкой, иногда непомерной по сравнению с объемами оборотов предприятий, особенно для микро-бизнеса. Самый известный из примеров — введение онлайн-касс. В Министерстве экономического развития страны не отрицают, что массовое закрытие малых и средних предприятий за последний год вызвано ростом налогов, а также повальным внедрением контрольно-кассовой техники.

Напомним, что с этого года увеличен налог на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%, а с 2021 года будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД), который давал малым предприятиям возможность снижать налоговые отчисления до минимума. Сейчас ЕНВД уплачивают 2,1 млн субъектов малого бизнеса, из них 1,8 млн — индивидуальные предприниматели. Получается, что ЕНВД применяют около 55% ИП, действующих в стране, и порядка 10% юрлиц из числа малых предприятий. С 2021 года все они столкнутся с необходимостью изменения налогового режима. Вероятнее всего, большинство из них перейдут на упрощенную систему налогообложения (УСН), при которой налог будет рассчитываться не от вмененного дохода, как раньше, а от фактических поступлений, что равнозначно повышению налоговой нагрузки. Малый и средний бизнес, а также их представители в лице бизнес-омбудсменов ратуют за сохранение единого налога на вмененный доход. Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов рекомендует сохранить режим ЕНВД как минимум до 2024 года, при этом параллельно оптимизировать остальные налоговые режимы, на которых работают субъекты малого и среднего бизнеса.

Также в январе 2019 года были отменены льготы по страховым взносам в отношении целого ряда экономических субъектов. Кроме того, с 2020 года сумма обязательных взносов ИП в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования снова будет увеличена: отчисления в Пенсионный фонд вырастут на 10,5%, а в ФОМС - на 22,4%. Наряду с этим растут имущественные налоги. В частности, продолжается переход к расчету имущественных налогов по кадастровой стоимости, уточняются и дополняются перечни объектов, которые подлежат обложению имущественными налогами по новой системе. Как показывает практика, чаще всего переоценка прежней кадастровой стоимости происходит в сторону ее повышения. Рост налоговой нагрузки по имущественным налогам приведет и к росту платы за аренду помещений и земельных участков, используемых малым бизнесом.

Минфин обещал — Минфин сделал?

По данным Глобального исследования потребительского поведения 2019 (PwC), основанного на данных Всемирного банка, общая налоговая нагрузка в России на конец 2018 года (на прибыль, труд, косвенные платежи) составила 47,5%. Для сравнения, средний мировой показатель составляет 40,5%. По данным Министерства финансов, в 2018 году налоговая нагрузка выросла на 2,45%. Не удивительно, что отечественный малый и средний бизнес не всегда выдерживает такие финансовые обязательства.

Надо сказать, что Минфин обещал не менять в России в ближайшие три года налоговую политику. Однако, решения министерства прямо противоположны обещаниям и пока противоречат заявленным целям нацпроекта по поддержке малого бизнеса. Вместо того, чтобы создавать благоприятные условия для бизнеса, каждое новое решение ведомства только ухудшает и так сложную экономическую обстановку, в которой работают субъекты МСП. Бизнес с недоверием относится к обещаниям Минфина, тем более, что в руководстве ведомства год назад заявляли об обратном. В частности, министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным в 2018 году говорил о том, что налоги в стране увеличивать не планируется, а в качестве приоритетов налоговой политики называл собираемость действующих налогов. После этого, буквально через несколько месяцев был увеличен НДС - с 18 до 20%. Требование вступило в силу с января этого года. В результате, непоследовательность налоговой политики вынуждает бизнес уходить в тень, а в худшем случае — закрывать предприятие. В этом году министр финансов в очередной раз пообещал, что налоговая нагрузка в России на малый бизнес не увеличится, по крайней мере до 2024 года. Однако, в бизнес-сообществе улучшений в этом вопросе не предвидят, а напротив, опасаются, что уже принятые решения крайне негативно скажутся на деятельности малых и средних предприятий.

Неутешительные прогнозы по нацпроекту

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, насколько нереалистичны планы, намеченные к 2024 году в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на фоне налоговых нововведений. Каждый новый документ в сфере налогообложения только отдаляет возможность успешно справиться с поставленными задачами. Эксперты уверены, что преодолеть отставание за оставшиеся 5 лет практически невозможно. Тенденции в экономике явно говорят об обратном. Для изменения ситуации необходимо принципиально пересмотреть фискальную политику, ослабив давление на малый и средний бизнес, отказаться от любых действий, повышающих нагрузку на предприятия, ввести меры стимулирования для бизнеса. Но пока этого не происходит, даже несмотря на реализацию нацпроекта.

Пока не все нормативные акты вступили в силу, Минфин объявил переходный период. В частности, речь о многострадальном ЕНВД, который будет полностью отменен в 2021 году. Главная проблема в том, что авторы законопроектов не слышат или не хотят слышать бизнес. Региональные бизнес-омбудсмены неоднократно направляли предложения по улучшению ситуации в Министерство финансов. Примечательно, что представители бизнеса не только просят ослабить налоговую нагрузку на предприятия, а предлагают меры, которые позволят улучшить ситуацию с собираемостью налогов. Про ухудшение собираемости налогов предупреждают и эксперты отрасли в случае продолжения действующей фискальной политики. Но беда в том, что Правительство и бизнес вкладывают в понятие «переходный период» разный смысл и разные ожидания. С Минфине тайм-аут берут для того, чтобы научить предпринимателей работать в новых условиях, по новым правилам, как принято говорить в таких случаях - «для комфортного перехода». А фактически это нужно лишь для того, чтобы бизнес за это время смирился с нововведениями. Сами владельцы малых и средних предприятий и их уполномоченные представители надеются, что чаяния бизнес-сообщества будут услышаны в Правительстве и за время переходного периода будут приняты оптимальные решения, которые устроят и Минфин в части собираемости налогов, пополнения бюджета, и, в первую очередь, малый и средний бизнес, чтобы было с кого в дальнейшем эти налоги собирать.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- В очередной раз мы убеждаемся, что бизнесу говорят одно, а делают — другое. Доверия у бизнеса к законодателям нет, поэтому понятно, что улучшения ситуации не предвидится. Законопроекты не работают, потому что они противоестественны. Ну не могут волки охранять зайцев, как не могут те, кто контролирует бизнес, отказываться от штрафования. Если бы так было, то это выглядело бы как дружба козла Тимура с тигром Амуром. Но этот пример — исключение, которое подтверждает правило.

 

Комментарии

Гость 25 ноября 2019, 16:53
К бизнесу в России уже отрицательное отношение, а скоро все будут как от чумы сторониться. Правительство добилось что хотело.