Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • Безналичная оплата выводит пассажирский транспорт из тени

Безналичная оплата выводит пассажирский транспорт из тени

07 окт 2019

Не так давно мы писали о внедрении безналичной оплаты проезда на территории Тамбовской области. Сегодня мы возвращаемся к этой теме, знакомя читателей с несколько иным взглядом на введенное новшество.

В начале года в Тамбовской области начали внедрять систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Ждали этого тамбовчане уже давно, ведь гораздо удобнее самому выбирать способ оплаты, чем неизбежно таскать с собой оттягивающую карман и вечно звенящую мелочь. Кроме удобства пассажиров система сулила прозрачность расчётов, выход бизнеса из тени, уход от мошеннических схем с льготными талонами и много чего ещё.

Стартовали без особых проблем

Спустя полгода можно подвести некоторые итоги внедрения системы. Конечно, нельзя говорить о том, что всё проходило гладко. К слову, некоторые перевозчики до сих пор сопротивляются новшеству и к системе не подключаются. Так, например, терминалы безналичной оплаты отсутствуют во многих пригородных маршрутках, в частности №112 "Тамбов - Новая Ляда". Часто оказывается, что водители их просто прячут или говорят, что техника вышла из строя (хотя абсолютно у всех перевозчиков есть терминалы на замену). Делается это для того, чтобы собрать с пассажиров больше налички. Впрочем, таких "хитрецов" остаётся всё меньше.

На сегодняшний день в Тамбовской области выдано более 85 000 Социальных транспортных карт всех категорий, в обращении находится 33 000 Единых транспортных карт. Существует 4 типа социальных транспортных карт: это социальная транспортная карта со скидкой 50%; карта для граждан льготных категорий, которым положен сопровождающий, тоже со скидкой 50%; два вида карт со 100% льготой. Такие карты можно получить в органах соцзащиты. Обычные ЕТК может приобрести любой желающий, и продаются они в офисах Сбербанка.

Изучение опыта других регионов позволило стартовать в Тамбове без существенных проблем, и несколько сбоев системы на этапе внедрения - это скорее "человеческий фактор".

- Мы регулярно проводим инструктажи с кондукторами, потому что человеческий фактор влияет на процесс пользования картами и не всегда пассажир или кондуктор понимает, что надо делать. Также еженедельно раздаются инструкции о культуре и технологии обслуживания, — поясняет председатель комитета городского хозяйства администрации Тамбова Михаил Михалёв.

Но главное, с чем столкнулась система - нежелание перевозчиков её внедрять. Многие из них просто не захотели показывать свои реальные доходы, ведь помимо безналичных потоков в систему необходимо вносить и наличную оплату. А если каждая поездка будет учтена, то и налогов придётся заплатить больше, и зарплату сотрудникам поднять, и объяснить, почему подвижной состав не обновляется годами, будет сложнее.

- Наибольшую заработную плату официально показало МУП «Тамбовгортранс» - 14 992 рубля 40 копеек. При этом практически все остальные перевозчики показали официальную заработную плату 8 тысяч рублей. Есть основания полагать, что рядом коммерческих перевозчиков предоставляются затраты ниже, чем они есть на самом деле. Как говорил один из общественников, который тоже занимался перевозками, водитель получает заработную плату не 8 тысяч, а под 50 тысяч в месяц. Такое заявление дает основания полагать, что часть выручки проходит неучтенной, из которой потом оплачивают «серую» заработную плату, минуя налоги. Поэтому, на мой взгляд, введение валидаторов, во-первых, позволит определить экономически обоснованный тариф, во-вторых, посчитать реальную выручку. И если перевозчики будут продолжать настаивать, что у них официальная заработная плата составляет 8-11 тысяч рублей, то оставшаяся часть доходов будет инвестиционной составляющей на приобретение новых автобусов, — высказывался ранее председатель комитета по городскому хозяйству гордумы Алексей Власкин.

Обоснованный учет

Но главное, что позволит сделать система, это установить экономически обоснованный тариф, а для этого необходимо определить реальный пассажиропоток и затраты перевозчиков. Без внедрения системы сделать это невозможно.

— Есть такое понятие «человеческий фактор». Мы не можем на 100% отследить ход наличных денег. Мы как-то проводили совещание, где были «Пассажирские перевозки» и «Тамбовгортранс», там прозвучала цифра, что неучтенных денег - от 25 до 30%, - говорил ещё в начале года депутат областной Думы Константин Черкасов.

Сейчас доля безналичных платежей составляет 89% от зарегистрированного в Системе количества поездок. Но и эта цифра не в полной мере отражает реальность, так как доля зарегистрированных в Системе транзакций от общего объема пассажирских перевозок составляет порядка 70%. То есть перевозчики почти не вносят в Систему данные об оплате наличными.

При этом стоит отметить, что безналичная оплата по социальным картам крайне выгодна перевозчикам, так как полностью исключает использование фальшивых льготных талонов. Раньше предприниматели теряли на этом миллионы рублей, ведь бумажные талоны можно распечатать на любом принтере, а проверить их подлинность при оплате проезда было невозможно. В одном только МУП "Тамбовгортранс" прямые убытки за счёт "задвоенных" талонов составляли 13,5 млн рублей. Сейчас эта проблема ушла в прошлое.

- С помощью системы растет прозрачность не только в муниципальном транспорте, но и прозрачность цен, и коммерческих перевозок. По итогам года мы будем видеть реальную работу экономики нашего пассажирского транспорта, — сказал на прошедшем недавно совещании председатель комитета городского хозяйства администрации Тамбова Михаил Михалёв.

Кроме того, исключается и возможность "не донести в кассу". Не секрет, что многие кондукторы забирали часть выручки себе, просто не выдавая билетов пассажирам. При нынешней системе такие схемы перестают работать, и выгода перевозчиков тут тоже очевидна.

Что касается комиссии с каждой поездки, на которую изначально жаловались перевозчики (7% - с каждое поездки по безналичной оплате, 2% - с каждого наличного платежа), то надо понимать, что в работе системы задействованы несколько участников, а вовсе не один оператор. В эту комиссию входит и стоимость оборудования, и разработка программного обеспечения, а также его поддержка, все расчёты и операции, а также эквайринг - плата банку за проведение операций. Почему-то принято думать, что перевозчики оплачивают эквайринг сверх комиссии, но это не так. Кстати, для справки, комиссия с каждого билета, проданного на автовокзалах, для перевозчика составляет 20%. И это не оплата системы (там она не действует), услуг банка или чего-то ещё. Это просто комиссия, которую берёт автовокзал за то, что продаёт билеты на автобусы в своём здании. Очевидно, что перевозчику будет выгоднее, если пассажир просто зайдёт в его автобус и заплатит за проезд картой.

Если говорить о самих пассажирах, то платить по безналу для них не только удобно, но и выгодно. Стоимость проезда при безналичной оплате обходится на два рубля дешевле. Пользоваться можно не только транспортными картами, но и обычной банковской. Однако нужно внимательно следить за балансом карты. Если средств на ней для оплаты проезда окажется недостаточно, то она автоматически попадает в стоп-лист.

- Внесение банковских карт в стоп-лист по оплате проезда происходит на стороне банковской организации, т.к. указанный инструмент платежа является сторонним для автоматизированной системы учета и оплаты проезда. Оператор Системы не имеет возможности вывести банковскую карту из блокировки самостоятельно без участия держателя карты, по тем же причинам в Системе отсутствуют данные о балансе банковских карт. В целях исключения подобных ситуаций в будущем рекомендуем Вам не допускать снижения остатка по карте ниже стоимости проезда, - предупреждают представители ООО "Оператор транспортных систем".

Больной для многих вопрос - рост тарифа на перевозки. В Тамбове этим летом проезд подорожал на 5 рублей, что вызвало всеобщее возмущение. При этом рост тарифа в меньшей степени связан с введением системы безналичной оплаты. Тут важную роль сыграли постоянно растущие цены на запчасти и топливо. К слову, стоимость проезда в общественном транспорте Тамбова не повышалась уже много лет, хотя перевозчики этого постоянно требовали, но получали отказ в том числе из-за того, что их реальные затраты невозможно было увидеть - серые схемы учёта выручки не позволяли этого сделать. Теперь им всем приходится выйти из тени.

Марина Юрьева

Комментарии

Андрей 07 октября 2019, 11:57
Зачем придумали этот стоп-лист? В магазине платишь картой, никакого нет стоп-листа. А здесь как-то наперекосяк.
Алексей 07 октября 2019, 13:14
Все конечно хорошо, слов нет. Мелочь не мешает, все прозрачно, по безналу выгоднее для пассажира, нет фальшивых талонов. Нет ответа на главный вопрос: почему комиссия 7%? Понятно: расходы, оборудование, зарплаты… Но почему в других городах цифры меньше? Или они работают в убыток? А может элементарная жадность? О фальшивых талонах. Прекрасно, что от них избавились! Их количество колебалось от 10% до 40% от общего числа. Но по ним ездили одни льготники. А сейчас платится 7% с каждого обладателя карты ( льготной, транспортной, банковской). И плюсом 2% с пассажира с наличными. Так что в деньгах теряет не меньше чем от фальшивых талонов. А если взять калькулятор, то и больше. А пассажиру конечно выгоднее — прибавили 5 рублей, платишь карточкой — скидка 2 рубля. А перевозчик ( судя по предыдущей статье Собиза ) реально получил повышение тарифа на один рубль.
Алексей 07 октября 2019, 13:26
И ещё забыл: когда будет следующее повышение тарифа перевозчик будет этими деньгами латать дыры возникшие в следствии роста цен на гсм, запчасти и и.п. А выгода оператора с банком вырастет автоматически.
Михаил М. 07 октября 2019, 15:19
Я вот тоже чет не пойму никак. Почему разнятся проценты комиссии по разным регионам? И почему в, казалось бы, дотационном регионе выше чем у других? Конечно, пассажирам до этого дела нет, они реагируют только на рост цен на проезд. Опять же плюс — почтовые отделения опустели, в них больше нет огромных очередей за льготными талонами. А перевозчики не понятно, выиграли ли от этого… Если с автовокзалом сравнивать, может и да. Но, чет мне кажется, сравнение это не сильно корректное…
Гость 08 октября 2019, 07:19
А я не понимаю комиссии с наличных платежей. Это за что?? Ладно безнал, но и с нала не забыли про себя.
Серж 08 октября 2019, 10:16
Я не слышал, чтоб водители получали 50 т. Зато на днях рассказала знакомая, что ее мужу-водителю автобуса, стали задерживать зарплату. Не последствия или это новой системы?
Алексей 08 октября 2019, 13:08
И об обновлении автобусов. Разное положение у «Гортранса» и частников. Гортранс обновляет парк за счёт бюджета. Частники за все годы существования из бюджета не получили ни копейки. Плюс только в этом году Гортранс получил от города 56 млн для поддержки штанов. Странная цепочка: частник платит налоги в бюджет из которого Гортранс получает деньги на обновление транспорта. Получается частник обновляет транспорт в городе. Медальку ему.
Алексей 08 октября 2019, 13:11
И ещё. На покупку 15ти новых автобусов выделили 321млн. Один автобус больше 20млн. Шикарно.
Виктор 08 октября 2019, 14:56
Выше Алексей писал, что получается, что частник обновляет городской общественный транспорт.
Логика извилистая, а ведь точно! Покажите мне того, кто с этим поспорит????
Анна С. 08 октября 2019, 20:43
А кондукторы и сейчас забирают часть выручки себе. Просто не пробивают билет и всё. Особенно, если пассажир едет пару остановок. Так что так себе прозрачность то…
Павел Н.Т. 08 октября 2019, 20:44
Анна, ну так это уже незаконно и пассажир должен возмутиться!
Анна С. 08 октября 2019, 20:47
Многие возмущаются, но всегда будут «добренькие'' люди, которые не против положить 22 рубля в карман кондуктору. К счастью, таких стало меньше с ростом тарифа. Просто получается, что перевозчика все грабят. И 7% заплатить надо, так мало того, ещё и свои же люди хитрят. А 7% это очень много, тут и говорить нечего.