Мы в соцсетях:

Безналичный проезд: кому это выгодно?

25 сен 2019

О том, кто выиграет от перехода на безналичную оплату проезда, а кто уйдет в минус

О том, что внедрение безналичной оплаты проезда на территории области позволит эффективнее бороться с теневым бизнесом в сфере пассажирских перевозок и сделает более рациональными бюджетные расходы, говорилось много. Мол, наконец-то появился инструмент для более полного контроля за финансовыми потоками, который позволит решить главную проблему отрасли — непрозрачность системы оплаты и слабый контроль со стороны профильных ведомств.

Вслед за этим ликованием 12 июля 2018 года администрацией Тамбовской области было подписано Постановление №717 «О внедрении автоматизированной системы учета оплаты проезда на пассажирском транспорте в Тамбовской области». Эта «система» заработала с 1 января 2019 года.

Неплохая, в принципе, идея. Избавиться от опостылевших «талонов» для льготников, от фальшивых «талонов», которые печатались на миллионы рублей, и власть ничего не могла с этим сделать. Естественно, владельцы автобусов были против, т.к. при внедрении «системы» они должны были в одностороннем порядке понести дополнительные расходы за переводы денежных средств за оплату услуг оператора и банка. Социальные сети тут же запестрели цитатами в адрес перевозчиков, что «наконец-то наведут порядок, прекратится воровство». Получается владелец автобуса сам у себя ворует. Но это отдельный вопрос.

Что имеем?

Посмотрим на промежуточные итоги внедрения системы безналичной оплаты на транспорте. Поскольку, как обычно, у нас все делалось стремительно, в последний момент, перевозчикам было обещано много всего. Вплоть до того, что представители управления соцзащиты обещали компенсировать затраты перевозчикам бюджетными деньгами, которые тратились до этого на изготовление и распространение льготных талонов.

Сама система безналичной оплаты состоит из оператора и банка, которые определились в результате конкурса. Его выиграли ООО «Транспортная платежная система» и «Сбербанк». Перевозчики вынуждены были подписать договоры, т.к. Постановление №717 уже вступило в силу и, не подписав договор, перевозчик был бы обязан владельцев транспортных карт возить бесплатно.

Естественно, что оператор и банк работают не бесплатно. Перевозчиков обязали выплачивать вознаграждение, чтобы компенсировать затраты системы: 7% от стоимости поездки за использование транспортной или банковской карты и 2 % — при оплате проезда наличными.

Таинственная цифра 7

Почему именно 7 процентов? Согласно все тому же Постановлению №717 (пункт 4.1) оператор системы вместе со «Сбербанком» ВНИМАНИЕ! сами определяют стоимость услуг, которые они оказывают перевозчику (без участия перевозчика). Поэтому скажите «спасибо», что хоть не 20%.

А какова ситуация в других городах? В Санкт-Петербурге, в такой же ситуации, «Сбербанк» конкурировал с «Газпромбанком». «Сбербанк» предложил 2,1 %, «Газпромбанк» 2%. «Газпромбанк» выиграл. Наверное, Тамбов все-таки живет побогаче Питера. Еще примеры комиссий за использование карты и за оплату наличными в других городах:

Воронеж: 2,5 % — карта, 0% — наличными;

Ростов-на-Дону: 4,9% — карта, 0% — наличными;

Барнаул: 4,6% — карта, 0% — наличными;

Хабаровск: 5 % — карта, 0% — наличными;

Пункт 5.2 Постановления №717 гласит, что перевозчик обязан оказывать пользователю услугу, в том числе при технической неисправности транспортного терминала, независимо от того, по чьей вине случилась неисправность. Например, в одно летнее утро в Тамбове произошел сбой в «системе» и «зависли» все терминалы. Неполадки в течение нескольких часов были устранены, но в эти часы люди с картами ездили бесплатно (имели право: Постановление №717, п. 5.2). За чей счет это все? Конечно, за счет перевозчиков, которым никто ничего не компенсировал. Создается впечатление, что работники «системы» участвовали в написании этого постановления вместе с администрацией области.

Кому выгодно?

Как вы знаете, 10 августа 2019 года произошло очередное повышение платы за проезд. И какое! С 17 рублей оплата скаканула до 22 рублей (при оплате наличными) и до 20 рублей (при безналичном расчете). Такого резкого повышения в Тамбове никогда не было. И снова соцсети ругают «оборзевших» перевозчиков...

Но необходимо привести немного арифметики:

— оплата наличными, а это 22 рубля (2 рубля для Тамбова — деньги и пассажиры не хотят платить лишнее) неуклонно сокращается и движется к нулю;

— оплата по карте — 20 рублей: 7% — «системе», 3% — банку, с которым работает перевозчик (обналичка, переводы и т.п,). Итого 10% от 20 рублей — это 2 рубля. 20 — 2 = 18 рублей. Так что, реально доход перевозчиков повысился на 1 рубль с каждой поездки по сравнению с тем доходом, который они получали до введения безналичной оплаты.

Остап Бендер в «Золотом теленке» говорил Шуре Балаганову: «Имейте в виду, уважаемый Шура, даром питать я вас не намерен. За каждый витамин, который я вам скормлю, я потребую от вас ряд мелких услуг». Так и здесь, за этот дополнительный рубль перевозчиков обязали обновить транспортный парк, вплоть до покупки новых автобусов (примерная стоимость одного составляет 5 млн. рублей). Никогда еще один российский рубль не был так крепок!

Так кто же выиграл от введения в работу «системы» и от повышения тарифа:

а) пассажиры? (без комментариев);

б) перевозчики? Один рубль, который заранее съеден ростом цен на ГСМ и запчасти;
в) «система»? Да! Растет плата за проезд — растут отчисления.

Перевозчики уже пытались договориться с «системой» о снижении процентов, но увы, их просто проигнорировали. А платить за все будет конечно же пассажир.

Ближайшее будущее для перевозчиков тоже «не сахар» — введение тахографов, кассовых аппаратов и, как следствие, для пассажиров — повышение платы за проезд. А для «системы» ... (ну, вы поняли).

 

Комментирует президент фонда «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

— Еще в феврале нынешнего года фонд «Собиз Инвест», который я возглавляю, проводил круглый стол на тему проблем регулирования пассажирских перевозок. Уже тогда тамбовские перевозчики подняли ряд проблем, с которыми они столкнулись. Это и взимание довольно ощутимой комиссии в 7 процентов, и тарифообразование, и неравное положение муниципальных перевозчиков, которые получают субсидии из бюджета, и частных, которые никак не субсидируются. Но представители областного управления по регулированию тарифов тогда наш круглый стол проигнорировали, видимо, не считая мнение перевозчиков важным аргументом.

Если смотреть со стороны пассажиров, то внедрение безналичной системы оплаты в целом удобно, избавляет от мелочи в карманах. А вот для стороны, принимающей оплату, безналичная оплата сопряжена с комиссиями, которые взимают платежные системы и банки, проводящие операции, а следовательно, она приводит к потере части потенциальной прибыли. Перевозчики — это малый бизнес, который сейчас очень уязвим. При нынешних условиях, когда с него берут всего максимум, он очень скоро уйдет в минус. И потом те же пассажиры начнут жаловаться, почему перестали ходить автобусы по их маршруту.

Возможно, за безналичной оплатой будущее. Но, хотелось бы, чтобы от этого выигрывали все. И самое главное, решить проблемы перевозчиков, которых сейчас дерут, как липку, однозначно можно. По итогам круглого стола наши эксперты выработали ряд рекомендаций, которые призваны решить конкретные проблемы регулирования пассажирских перевозок.

Наши предложения были направлены в органы государственной власти и местного самоуправления. Дело за малым — взять и реализовать их.

 

Виктор Степин

Комментарии

Валерий Викторович 26 сентября 2019, 13:21
Полностью согласен, что о перевозчиках никогда и ни кто не задумывался… компании, которые обеспечивают регулярное и бесперебойное движение общественного транспорта для нужд и удобства населения, несущие расходы, помимо приведенных в статье, еще и на техобслуживание и уплату налогов, оказываются в крайне невыгодном финансовом положение. Чего нельзя сказать о Сбербанке. Он, как обычно в нашем городе, везде самый первый и самый кабальный банк!
Иван 26 сентября 2019, 14:01
По моему этот бред выгоден прежде всего банкам и компашкам паразитирующих на перевозчиках.
Виктор Владимирович 26 сентября 2019, 14:07
Помню нам рассказывали, что введение б/н нужно прежде всего для подсчета теневых оборотов частных перевозчиков. Подсчитали? А гортранспорт, который, кстати полностью подконтролен (или нет?) городу опять принес бюджету миллионные убытки!
Сергей Семенович 27 сентября 2019, 13:42
Где троллейбусы?! Не могу жить без троллейбусов?!!!