Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • К 2021 году бизнес получит новую систему надзора

К 2021 году бизнес получит новую систему надзора

30 мая 2019

У проверяющих появится свой кодекс

«Помогать не надо, просто не мешайте», - эту фразу из уст предпринимателей можно часто услышать, когда речь заходит о всякого рода поддержке со стороны государства. Оно понятно, ведь предприниматели уже не раз убеждались в том, что давая одной рукой, государство тут же забирает другой. Поэтому обольщаться по поводу какой-либо поддержки бизнес-сообщество не спешит. Ключевое слово здесь «не мешайте». Бизнес устал от всякого рода вмешательства в его деятельность со стороны надзорных органов. Между тем, понимая всю важность реального положения дел, наш Президент Владимир Путин дал поручение — к 1 января 2021 года полностью поменять все нормативное регулирование контроля и надзора.

Реализация этой амбициозной задачи была поручена назначенному в начале этого года заместителем руководителя аппарата правительства Юрию Любимову, который до этого работал в Минюсте. К реализации сразу же преступили, засучив рукава.

Что планируется реализовать через реформу надзора?

В планах создать полноценный кодекс контроля и надзора. В нем будут определены все участники контрольно-надзорного производства, права как подконтрольного лица, так и инспектора. Там будут подробно описаны все возможные методы по оспариванию действий инспектора. Парадоксально, но несмотря на то, что у нас в стране огромное количество разного вида административного контроля, но до сих пор нет не то что единого, а по сути никакого акта, который бы определял все эти вопросы. Есть отдельные положения в КоАП, есть отдельные положения в законах, но единого акта нет.

Радует, что у реализаторов задачи есть четкое понимание того, что на сегодняшний день предпринимателям предъявляют огромное количество бессмысленных требований, очень многие из которых базируются на устаревших нормах. И когда предприниматель готов вкладываться в новую технологию, он не может этого сделать, потому что его проверяют по технологиям 70-80-х, а иногда и более старым. Это ложится очень большим бременем на деловое сообщество, и очень сильно замедляет рост. Также есть понимание того, что нынешняя система контроля и надзора не снижает возможные риски, а в ряде случаев даже повышает их. Поскольку, если требование неразумное, бессмысленное, предприниматель вынужден часть своих средств отвлекать на выполнение административных процедур и бессмысленных требований. Это значит, что у него остается меньше денег для того, чтобы вкладывать в реальную безопасность. Он мог бы инвестировать в более качественный персонал, в его обучение, закупить новое оборудование, использовать экологические технологии. Он не может этого сделать, потому что вынужден инвестировать в идиотские требования, которые у него проверяет контролер.

Радует тот факт, что работать будут не над реставрацией действующего законодательства, а фактически заново создадут новую систему, базирующуюся на реалиях нынешнего времени, а не 70-х годов.

В приоритете риск-ориентированный подход

Контролер должен понимать зачем он пришел на объект. То есть, если рисков смерти, телесного повреждения, материального ущерба на предприятии нет, то контролеру нечего там делать. Надзор нужно сделать рациональным, чтобы он шел туда, где есть максимальный риск, а не туда, куда ему хочется пойти. Разумный контроль должен быть построен на минимально возможном количестве проверок. Вся эта реформа направлена как раз на то, чтобы предприниматели тратили средства не на соблюдение устаревших никому не нужных норм, а вкладывали их в развитие своего бизнеса.

К тому же, есть такие риски, которые либо вообще не надо контролировать, либо которые предприниматель может контролировать сам и закладывать несоблюдение этого риска в повышенную ответственность, в случае если происходит какое-то нарушение.

Никакого злоупотребления лицензированием

У нас как только где-то происходит какая-то проблема, сразу звучат голоса о том, что надо лицензировать выход в эту сферу. Это в подавляющем большинстве случаев не только не полезная мера, но крайне вредная. Она отнимает ресурсы, при этом не обеспечивая никакого роста безопасности, снижения травматизма. Например, внедрение лицезирования для заказной перевозки автобусами. Такая форма управления этим риском, как лицензирование, не только не решает проблему, но может ее даже усугубить. Всем понятно, по каким причинам происходят аварии. Чтобы уменьшить смертность и травматизм, нужно работать по этим рискам, а не абстрактно зажимать отрасль и отнимать у нее денежные средства, которые уже сегодня можно было бы направить на безопасность.

Лицензирование должно вводиться в тех сферах деятельности, где существует необходимость в жестком ограничении в доступе на рынок. Например, в банковской деятельности, обращении с ядерными материалами, в сфере медицинских услуг.

Иногда же вводят лицензирование с единственной целью – лишать лицензии того, кто на этот рынок допущен. И заработать на этом.

Забыть о старых требованиях

В чем сейчас проблема нашей контрольно-надзорной системы? В том, что она в большом количестве случаев работает вхолостую, то есть контролер проверяет те требования, в отношении которых он сам очень часто понимает, что они абсолютно никому не нужны. Если, идя по городу, присмотреться, то можно увидеть решетки и замки на окнах, железные двери и тому подобное. Все это «наследство» исполненных «средневековых» требований контролирующих органов. Действующая система контроля крайне нерациональна и это признали на самом высоком уровне власти. Так вот, о миллионах различных нормативных актах контролирующим ведомствам придется забыть. Реформа затронет все самые устаревшие, дублирующие, технологически и морально неактуальные обязательные требования. Их не то, что станет в разы меньше, по плану реализаторов реформы, все эти требования должны попросту исчезнуть. А новые будут основаны на риск-ориентированном подходе и базироваться на реалиях современности.

По данным опросов, предпринимательское сообщество готово к выполнению разумных требований, которые реально связаны с достижением задач по снижению рисков, а не тех требований, которые дублируются. Всех предпринимателей сильно раздражает, что приходит несколько органов подряд, которые проверяют одно и то же. И так практически в каждом виде контроля. Также всех очень раздражает тот факт, что они вынуждены тратить деньги на выполнение требований, которые реально никому не нужны, которые на самом деле никем не соблюдаются. Надо от этого всего, однозначно, уходить, иначе ни о каком росте экономики и развитии предпринимательства речи быть не может.

Будет ли надзорная реформа честной и эффективной, как задумывают ее изначально, покажет время.

Комментирует президент ТРО «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- Лично я не верю в успех данного проекта. Все это не что иное, как имитация бурной деятельности. Как бы оптимистично не говорили о новой реформе, 2021 год покажет нам, что ничего не изменилось. Хотя, возможно, изменения будут, и на смену одним требованиям придут другие. Но, чтобы что-то реально изменилось, нужно полностью отказаться от старой системы. А кто станет рубить сук, на котором так комфортно и удобно сидит столько лет? Правильно, никто. На честность и эффективность реформы, на то, что она будет способствовать росту и развитию предпринимательства, рассчитывать и уповать не стоит.

Как бы там ни было, а сегодня мы имеем одно — коммерческие предприятия закрываются один за другим, не выдержав давления, которое испытывают со стороны контрольных и надзорных органов.

 

Комментарии