Мы в соцсетях:

Как спасти предприятие от убытков?

28 мар 2019

О реорганизации МУП «Тамбовгортранс» и его выводе из долговой ямы

В минувший четверг, 21 марта, в Тамбовской городской Думе состоялось заседание комитета по бюджету и муниципальной собственности. В ходе заседания депутаты рассмотрели 14 вопросов. Говорили об осуществлении муниципального земельного контроля в городе, о нехватки земли для предоставления инвесторам, готовых «зайти» в Тамбов.

Представители городской администрации рассказали о разработке комплексных мер, принимаемых в отношении муниципальных унитарных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых убыточна. По словам заместителя главы города Тамбова Анатолия Семченко, МУПы, деятельность которых убыточна, задолжали энергопоставщикам. На основании представленной муниципальными унитарными предприятиями оценки итогов 2018 года четыре предприятия несут убытки. Это МУП «Тамбовинвестсервис», МУП «Тамбов-недвижимость», МУП «Тамбовтеплосервис» и МУП «Тамбовгортранс». Некоторые из них будут переведены из муниципальной собственности в государственную, другие планируют поддержать рублем.

Так, по данным городской администрации, в этом году, как и в предыдущие годы прогнозируется убыточность МУП «Тамбовгортранс». Убыток составит примерно 45 миллионов рублей. Отметим, что предприятие располагает примерно 50 автобусами и 40 троллейбусами.

По вопросу реорганизации МУП «Тамбовгортранс» и выводу на безубыточный уровень уже разработана дорожная карта по передаче и реализации имущества с целью погашения сложившихся просроченных долговых обязательств, с последующим закрытием движения электрического транспорта в городе.

Мероприятия, включенные в дорожную карту, должны быть осуществлены с марта по октябрь 2019 года. Так, в марте, согласно дорожной карте, должно быть принято решение Тамбовской городской Думы о даче согласия на прекращение эксплуатации электрического транспорта. Далее, в апреле персонал предприятия планируется уведомить о сокращении, которое произойдет в июле. Тогда же намечено списание троллейбусов, выработавших свой срок, а остальные троллейбусы (15 единиц) планируется продать, а средства пустить в счет погашения кредитной задолженности. На период с марта по июль запланировано приобретение 15 автобусов. К осени нынешнего года, судя по дорожной карте, убыточных троллейбусов в городе уже быть не должно.

В сентябре предприятие планируют перевести на нерегулируемый тариф на некоторых маршрутах. Это позволит осуществлять регулярную перевозку пассажиров в вечернее время по маршрутам с низким пассажиропотоком и при этом не нести убытки. К концу 2019 года предприятие должно выйти на безубыточный уровень работы.

Ликвидировать нельзя оставить

Казалось бы, наконец-то принято адекватное реальности решение — составлен и утвержден план выхода предприятия МУП «Тамбовгортранс» из многолетней долговой ямы и выводу его на уровень эффективной работы. Однако привлекает внимание один факт. В предлагаемой редакции проекта городского бюджета на 2019 год предусмотрено существенное повышенние суммы субсидий на возмещение затрат на перевозки наземным электрическим транспортом (58 млн рублей) по сравнению с действующей редакцией (30 млн рублей). Возникает вопрос: зачем нужно повышать субсидии на троллейбусы, по которым уже принято решение о ликвидации в течение 2019 года? Подписано оно ушедшим в отставку главой администрации города Тамбова С.А. Чеботаревым.

На заседании комитета у депутатов тоже возникли вопросы по этому поводу, ведь предприятие через несколько месяцев предполагает стать безубыточным. По словам представителей администрации Тамбова, эти средства предусмотрены в качестве резервных на случай отрицательного решения по ликвидации электрического наземного транспорта в Тамбове. Данный вопрос планируют вынести на обсуждение депутатов.

По мнению ряда депутатов, это тема для совместного обсуждения всеми заинтересованными сторонами и решение по ней должно приниматься с учетом всех точек зрения.

Некоторых депутатов возмутил тот факт, что они рассматривали на предыдущих заседаниях «дорожную карту» по урегулированию вопросов долгов МУПов, принимали ее. А на нынешнем заседании комитета выясняется, что точка еще не поставлена и городская администрация ведет переговоры с областной властью по данному вопросу.

В ходе заседания комитета было принято решение делегировать депутатов городской Думы для участия в работе комиссии по принятию комплексных мер в отношении МУПов, деятельность которых является убыточной. В ее состав вошли депутаты Владимир Сергеев, Ольга Степичева и Геннадий Арзамасцев.

Решения предлагали уже давно!

Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу неоднократно предлагал меры, направленные на оздоровление ситуации в муниципальных предприятиях и учреждениях.

Еще в октябре 2016 года фонд провел круглый стол на тему: «Оптимизация муниципального управления в г. Тамбове как фактор социально-экономического развития», по итогам которого эксперты фонда подготовили предложения по оптимизации структуры муниципальных учреждений, предприятий и администрации города Тамбова. Их направили в администрацию города и в Тамбовскую городскую Думу. Одним из предложений являлось как раз прекращение субсидирования МУП «Тамбовгортранс».

В марте 2017 фонд провел круглый стол по теме: «Проблемы пассажирского транспорта в городе Тамбове». В подготовленных по его итогам рекомендациях предлагалось рассмотреть возможность отказа от субсидирования перевозчиков и перехода на субсидирование социально незащищенных групп потребителей. Предлагалось также частично перейти на нерегулируемые тарифы.

Наконец, 19 февраля состоялся еще один круглый стол, посвященный проблемам пассажирских перевозок. Фонд содействия бизнесу вновь повторил высказанные ранее рекомендации.

Комментирует президент Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу Виталий Вутнанс:

- Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией и если они убыточны, то должны уходить с рынка или подвергаться реорганизации, а не сидеть бременем на плечах и без того тощих городских бюджетов. Вместо этого предлагается увеличить почти в два раза субсидии на троллейбусы, которые убыточны. Где разумный подход? Мы направляли свои предложения по прекращению субсидирования убытков. Наконец, судя по дорожной карте, наши предложения услышали. Однако вызывает настороженность, что окончательное решение пока на принято. Неизвестно, как поведет себя в этой ситуации новое городское руководство.

Хотел бы также напомнить, что в Государственной Думе рассматривается внесенный Правительством РФ законопроект, который предусматривает введение запрета на деятельность существующих унитарных предприятий и создание новых, за некоторыми исключениями. Это говорит о том, что на федеральном уровне осознали проблему неэффективности МУПов и готовят соответствующие меры. Читая «дорожную карту», вижу, что и на городском уровне наконец-то такое осознание пришло. Но вот закрепится ли оно на будущее?

 

Комментарии