Мы в соцсетях:

Не морем единым

18 мар 2019

В Тамбове обсудили проблемы и перспективы развития регионального туризма

За 2018 год туристической поток в Тамбовскую область увеличился на 6 процентов и составил почти 900 тысяч человек. По данным аналитического агентств «ТурСтат», Тамбовщина занимает 36 строчку из 71 в рейтинге посещаемых туристами регионов России. При этом соседи по ЦФО немного отстают от Тамбовской области. Липецкая область заняла 58 место по объему принятых туристов, ее посетило около 300 тысяч человек. Воронежская область оказалась на 44 месте. Опережает нас Белгородская область, она занимает 29 позицию, ознакомились с ее культурой и достопримечательностями в прошлом году более одного миллиона туристов.

В 2018 году государственная политика в сфере туризма в Тамбове выстраивалась в соответствии с задачами, определенными Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года. Об этом рассказали в ходе заседания координационного совета по развитию туризма в регионе.

На развитие туризма Тамбовщине было дополнительно выделено 5,7 миллионов рублей. За год в области появились несколько новых объектов туристического показа: Народный музей архиепископа Луки, экспозиция «Во славу Родины» в местном Музейно-выставочном центре, Музей военно-исторической славы Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, Степана Перекальского в селе Осино-Гай Гавриловского района. В пользование области передана усадьба В.Т.Асеева в Рассказово, сейчас разрабатывается тематико-экспозиционный план создания там музея.

При этом общий объем инвестиций в туристические объекты превысил 385 миллионов рублей, это на 20 процентов больше, чем в 2017 году. Объем туристических услуг вырос почти на 40 процентов и составил 466 миллионов рублей. Были введены новые объекты: первая очередь базы отдыха «Березка» и парка-отеля «Плес», гостиница и отель в Кирсанове и Мичуринске. Прошли процедуру сертификации три гостиницы: «Галерея» - 4 звезды, «Амакс парк отель» - 3 звезды, «Державинская» - 3 звезды. В этом году продолжится реконструкция гостиницы «Тамбов», строительство гостиницы рядом с Центром единоборств.

Не хватает парковок и туалетов

Как подчеркнула вице-губернатор Наталья Астафьева, роль туризма для экономики региона растет, поэтому сегодня важно рассматривать вопросы туристического развития в тесном взаимодействии с экономическим блоком. При этом, развитию туризма мешают проблемы недостаточного числа парковок и общественных туалетов, недостаточная развитость дорожной сети и безответственное отношение к мероприятиям событийного туризма в муниципалитетах.

- Туризм — это уже не только культура. Это экономика. И когда назначают в районе ответственным за развитие туризма сотрудника местного дома культуры, это в корне неправильно. Этот сотрудник не может ничего сделать. Некоторые районы написали в отчетах, что у них не строятся никакие объекты в сфере туризма, несмотря на то, что у них строятся гостиницы, кафе. Это все от того, что не может клубный работник этого знать. И нужно использовать имеющийся потенциал: это и дворянские усадьбы, и детские лагеря различной направленности. У нас хорошая экология, пожилых людей можно привозить сюда в санатории. Также можно привозить пожилых людей из регионов с неблагоприятным климатом, - подчеркнула Наталья Астафьева.

Паломничество и отдых

Значительную долю туристов в Тамбовской области составляют паломники. Они приезжают посмотреть на красоту и многообразие местных храмов. Однако, экономика требует развития, а значит, меняется и подход к делу. Наталья Астафьева предложила расширить сферу доходов от религиозного туризма за счет открытия детского православного лагеря на базе центра «Спас» неподалеку от Котовска.
По словам вице-губернатора, проект требует денежных вложений на ремонт и строительство инфраструктуры лагеря. Кроме того, проживание в нем хотят сделать круглогодичным.

Реальность пока немного другая

Плану по развитию туризма на самом деле впечатляют: новые отели, кафе, объекты показа. Однако, реальность не всегда совпадает с планом. Пока остается проблема с парковками к объектам показа, с местами личной гигиены и решить их туроператорам, принимающих туристов в области за счет своих сил и средств, просто невозможно.

- Тамбовский туроператор зарабатывает деньги для областнйо казны и нужно лоббировать интересы региональных туроператоров, привлекать их к туристическим мероприятиям, рекламным кампаниям области, - считает гендиректор компании –туроператора «Бюро путешествий и экскурсий «Джинтур», член Координационного совета по туризму Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Галина Гриднева.

Исходя из опыта работы, Галина Гриднева говорит о реалиях туризма в Тамбовской области. Несмотря на строительство новых гостиниц, поток туристов в регион не изменится, так как он зависит не только от мест размещения туристов, но и от многих других факторов. При этом цены на проживание в отелях Тамбова сравнимы с ценами Санкт-Петербурга, а сертифицированы и имеют «звезды» всего три гостиницы. Правда, и они не заполнены путешественниками. Причины: дорогие билеты на железнодорожный транспорт, неоправданно высокие цены на проживание в гостиницах, питание и аренду транспорта. Что касается объектов показа, то у нас есть, на что посмотреть.

По данным туроператоров, чаще всего приезжие хотят ознакомиться с «Купеческим Тамбовом» и посетить Ивановку — усадьбу Сергея Рахманинова. А вот стремительно развивающийся событийный туризм пока «хромает». Из огромного календаря событий, включающего в этом году 60 мероприятий, туроператоры могут включить в программу всего 5-6, так как 90% из них — сырые и не отработанные. Если какое-то из мероприятий изменит свои сроки или не оправдает заявленную в описании программу, все претензии будет получать туроператор, который организовал тур. На такие неоправданные риски никто в здравом уме не пойдет, так как рискует не только материальными средствами , но и репутацией. Нужен грамотный подход в организации этих мероприятий, нужны договора с организаторами мероприятий. Без этих документов туроператор не рискнет работать по заявленным событиям. Не нужно путать туристическое событие и мероприятие района или села- это неправильно. К развитию событийного туризма и составлению событийного календаря необходимо подходить профессионально.

- Мероприятия, которые вошли в календарь событий этого года, а их 60, должны быть все проведены. Они уже продаются в рамках пакетных предложений посещения Тамбовской области туроператорами. Вот так купил человек путевку, привезли его на заявленное мероприятие, а там ничего не происходит. И что тогда оператору делать? - отметил начальник управления культуры и архивного дела Тамбовской области Юрий Голубев.

Бюро путешествий и экскурсий, которым руководит Галина Гриднева, привозит гостей из других регионов на «Международную Покровскую ярмарку», «Сиреневую ночь» в Ивановке, «Вишневый фестиваль» в Уварово. В этом году Галина планирует совершить пробную поездку на праздник «Бондарская карусель» в Бондарский район.

Автобусные перевозки становятся проблемой

Беспокоят туроператоров не только местные проблемы. По словам гендиректора турфирмы «Дик» Ольги Говердовской, на туристическом потоке сказывается проблема перевоза туристов на автобусах — слишком много нормативных документов регулирует эту сферу деятельности и часто эти нормативы меняются. Отсюда — штрафы и полная неразбериха.

- Например, автобусу, на котором перевозят людей, должно быть не больше 10 лет. Однозначной информации по многим аспектам нет и в интернете все запутано. Мы не можем понять, как делать правильно, чтобы не нарываться на штрафы. Мы были бы рады, если бы сотрудники Госавтоинспекции собрали нас и дали четкие разъяснения по требованиям к автобусам и перечню документов. Чтобы мы точно знали, как правильно, а как нет, - говорит Ольга Говердовская.

Работа над ошибками

Развитие туристической сферы в Тамбовской области началось относительно недавно, а распоряжение о том, чтобы в каждом районе области появилось хотя бы одно событие, привлекательное для туристов, глава региона дал всего два года назад. Работа идет, в муниципалитетах стараются выполнить поручение губернатора, но, как известно, первые блины бывают комом. Выход из ситуации для тех, чьи мероприятия не вошли в календарь событий этого года — объединение и работа над ошибками, причем желательно на опыте коллег из других муниципальных образований.

Авторитетное мнение:

- Практика показывает, что туристическое сообщество разобщено, нет консолидации, каждый развивается в этой сфере самостоятельно, не учитывая чужие ошибки и не решая общие проблемы. Это усложняет ведение дел всем участникам процесса и тормозит развитие туристической отрасли. Взять хотя бы муниципалитеты, каждый из которых устраивает свои мероприятия событийного туризма самостоятельно, не учитывая опыт коллег. Не решается и проблема незаконной предпринимательской деятельности, жертвами которой являются туристы, которые, пытаясь сэкономить, соглашаются на туры без официального оформления, а в итоге чаще всего не наслаждаются отдыхом, а распутывают клубок навалившихся проблем. Только объединившись, туристические фирмы смогут эффективно отстаивать свои законные права и интересы и решать проблемы отрасли, - считает президент тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена Воронина.

Комментирует президент ТРО фонд Виталий Вутнанс:

- Хорошо, что несмотря ни на что, туристический бизнес у нас развивается, вопреки непониманию того, что туризм это комплексное понятие. Он влияет на городскую, социальную, культурную инфраструктуру в целом. Хорошо, что Наталья Астафьева отметила ситуацию, когда развитием туризма в районе руководит директор дома культуры. Конечно, он не может ничего сделать, ведь у него только ключи от клуба есть. Он не может повлиять на время работы пунктов общественного питания или перенаправить в нужный момент автобус в нужное место. Скорее всего, такую должность необходимо занимать работнику культуры, потому что чиновник — это бюрократия. Но у этого человека должны быть широкие полномочия.

Комментарии

Владимир Попов 19 марта 2019, 11:24
Ой да где оно развилось то у нас? Ну не смешите мои подковы. 6%… Блин, ну мало это. У нас не на что смотреть. В Москву приезжаешь на Новый год, а таааам… Там стоооолько всяких классных инсталяций, фонариков, гирлянд из еловых лап и огромных шаров… Там жизнь. Город должен создавать настроение, тогда в него поедут. Сам внешний вид города должен радовать. А у нас что чиновники, не были в Москве никто? Или в Геленжике, в Крыму, который уже прости Господи, пять лет наш? Не видели, как города туристические выглядят? Ни разу? О чем мы говорим вообще… У нас есть усадьба Рахманинова, но она не в городе. Усадьба Асеева, та что на Набережной… Ну вот чисто мой взгляд — она ни о чём. Хоть и говорят, что это прям жемчужина Тамбова, но я считаю, что экспозиция слабая там — на троечку. Храмы красивые. Тамбов привлекает паломников. Это да. Но не надо делать из этого культ. В картинной галерее бардак и глянуть нечего. В краеведческом еще так-сяк, что-то есть нормальное. Ну Казначейша, Петр и Феврония, Тамбовский мужик — то, что привлекает. С этим фоткаются туристы. Ну сами то посудите, чего у нас глядеть?
И вот опять же говорят — Набережная хорошая. Да, летом хорошая. Но у нас в Тамбове негде купаться! Летом туристы в любом случае хотят сходить на пляж и порыбачить. У нас нет пляжей! От слова совсем. В прошлом году в черте города практически везде стояли таблички «Купание запрещено», в Цну руку окунуть противно — у берега виден бытовой мусор на дне, пакеты какие-то. Мерзость! Туризм они хотят, экология хорошая… Для туризма нужно сделать кристально чистой Цну в Тамбове, шезлонги и зонтики организовать на пляжах. Ну и арт-объектов еще хотябы штук 20. Тогда будет лучше. А пока чиновники будут трясти несчастных библиотекарей районных домов культуры чтобы те фестивали городили… как говорил Карлсон «Ничего не получится».