Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • Проблемы регулирования пассажирских перевозок

Проблемы регулирования пассажирских перевозок

27 фев 2019

Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу 19 февраля провел круглый стол на тему, которая волнует каждого жителя области, пользующегося общественным транспортом

Для Тамбова тема внедрения автоматизированной системы учета проезда в общественном пассажирском транспорте сегодня одна из актуальных и затрагивает интересы и простых граждан, потребителей новой услуги, и бизнеса, и органов региональной власти. В идеале, новая система оплаты проезда должна принести сплошные бонусы и быть всем во благо. Однако на деле и пассажиры, и перевозчики пока не в восторге от внедряемой системы. И причин этому несколько.

Важно признать проблему

В работе круглого стола «Проблемы регулирования пассажирских перевозок» приняли участие депутаты областной и городской Думы, представители органов местного самоуправления Тамбовской области, организаций различных форм собственности, осуществляющих пассажирские перевозки, общественных объединений.

— Цель нашего круглого стола — увидеть проблему, понять, не надуманная ли она и найти пути решения этой проблемы, — обратился к участникам обсуждения президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс.

Обсуждение начали с темы тарифообразования в сфере регулярных пассажирских перевозок автомобильным и городским наземным транспортом в Тамбовской области, в том числе, в связи с внедрением автоматизированной системы учета проезда. Среди факторов, влияющих на работу перевозчика, негативно обозначили рост цен на запчасти и топливо. И если последние за несколько лет выросли более чем в два раза, то тариф этим похвастаться не может. К этому можно добавить неравное положение муниципальных перевозчиков, которые получают субсидии из бюджета, и частных, которые никак не субсидируются. Более того, из муниципального бюджета за 2018 год муниципальные перевозчики получили субсидии на 52 млн рублей. Бизнес же, как всегда, на обочине. Выживают сами, как могут.

О том, с чем столкнулись перевозчики на первом этапе внедрения безналичной системы проезда в пассажирском транспорте, подробно рассказал один из них — генеральный директор ООО «Транзит 68/52» Алексей Федосов.

Первое, с чем столкнулись перевозчики — это неинформированность населения по поводу внедрения транспортных карт. Например, многие граждане льготных категорий не знают, что на счет льготной транспортной карты нужно сначала самостоятельно зачислить деньги и только потом можно ей пользоваться. Отсюда неизбежны конфликты с кондукторами. Кроме того, со стороны перевозчиков есть недоумение по вопросу взимания довольно ощутимой комиссии в 7 процентов, которую осуществляет ООО «Транспортная платежная система». Нерешенных вопросов много.

Алексей Федосов поделился с участниками круглого стола своим видением решения проблемных вопросов. Прежде всего, это скорейший переход на выполнение положений Федерального закона от 13.07.2015 No 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом...» о предоставлении субсидий перевозчикам при осуществлении перевозок по регулируемым тарифам и установления маршрутов для осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам. Но, к сожалению, не удалось услышать мнения представителей областного управления по регулированию тарифов, так как они проигнорировали круглый стол, видимо, не считая мнение перевозчиков важным аргументом.

Аргументы «ЗА»

Сторонники внедрения безналичной системы оплаты считают, что это позволит минимизировать наличный расчет, легализовать доходы перевозчиков, повысить прозрачность учета поездок, в том числе представителей льготных категорий граждан. И за этим будущее.

По мнению сопредседателя Тамбовского регионального отделения Общероссийского народного фронта, депутата тамбовской областной Думы Олега Крохина, главное — это удобство пассажиров.

- Нужно найти и сделать то, что устроило бы наших граждан. По задвоенным талонам работает полиция и за это кто-то ответит. То, что ввели валидаторы, по моему мнению, это путь к улучшению работы с перевозчиком. Здесь будут исключены серые схемы. Этого мы и хотим. В дальнейшем будет, конечно, корректировка. Потому что у нас в России законы - это как игра в хоккей: вбросили шайбу в зону, а дальше уже разбираемся, что к чему. Так произошло и с валидаторами: шайба в зоне и все ее катают, пока гол не забьют, - провел аналогию Олег Крохин.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тамбовской области Михаил Козельцев также высказал свое мнение по поводу введения безнала в общественном транспорте.

- Безналичная оплата позволит определить точную выручку с автобуса. Я езжу на автобусах каждый день и вижу, как кондукторы кладут деньги себе в карман. В результате хозяин этого бизнеса недополучает выручку и ему кажется, что тариф маловат. Необходимо экономически обосновать тариф. Сегодня же это делается по принципу «пол — потолок». Это происходит потому, что власть не видит ни издержек, ни доходов перевозчиков, - отметил Михаил Козельцев.

Однако, по мнению депутата Тамбовской областной Думы Константина Черкасова, полностью отследить оборот не получится, так как в процессе присутствует человеческий фактор, а значит, есть и неучтенная выручка, объем которой составляет около 20-30 процентов от общей выручки. Также депутат обратил внимание собравшихся на отсутствие документального подтверждения пассажиропотока. Как один из вариантов решения проблемы Черкасов предложил введение двойного тарифа: Ночью — дороже, днем — дешевле.

Перевозчики же хотят, чтобы их права при этом тоже учитывались. Ведь по факту с учетом транзакций в размере семи процентов с каждой оплаты проезда пассажиром предприятие теряет значительные суммы.

По мнению заместителя главы города Мичуринска Дмитрия Коновалова, проблема давно назрела и ее решение состоит в том, что надо создавать равные условия для всех участников этого бизнеса. Важно донести до перевозчиков и то, что надо идти в ногу со временем.

Вопрос на контроле

Присутствовавшие на круглом столе депутаты Тамбовской городской Думы Алексей Власкин и Владимир Сергеев сошлись в мнении о необходимости продолжать введение «безнала» на транспорте.

— Еще пару лет назад мы обсуждали выведение экономически обоснованного тарифа. Тогда говорили, что для этого нужно определить фактическое количество перевозимых пассажиров. Валидаторы — это шаг в этом направлении, — пояснил Алексей Власкин.

Депутаты решили проконтролировать, как изменится ситуация после введения безнала на примере муниципального перевозчика. Владимир Сергеев считает, что только сравнительный анализ может показать, где «пол и потолок». На заседании городской думы 30 января были приняты рекомендации для администрации города Тамбова. В них говорилось о том, чтобы по истечении шести месяцев с даты заключения договора с МУП «Тамбогортранс» о присоединении перевозчика к автоматизированной системе учета оплаты проезда на пассажирском транспорте представить в Тамбовскую городскую Думу сведения о том, насколько повысилась доходность пассажирских перевозок, как повысилось качество оказания транспортных услуг. Также это информация об организации контроля полноты сбора денежных средств за проезд в наличной и безналичной форме и количестве льготников, пользующихся услугами муниципального общественного транспорта по сравнению с общим перевезенным количеством пассажиров за тот же период. Также предоставить информацию о количестве пассажиров, использующих наличную и безналичную формы оплаты проезда, при этом сравнить показатели деятельности предприятия за первые полугодия 2018 и 2019 годов.

— После мы уже сможем сказать, что и как работает. Я понимаю перевозчиков, потому что тариф, объективно, падает. Раньше было не ясно, как посчитать эффективность, потому что мы не знали, сколько денег до кассы доходит. Теперь у нас есть электронная система, которая позволит это увидеть, — пояснил Владимир Сергеев.

7 процентов — это много или мало?

По словам генерального директора ООО "Транспортная платежная система" Александра Сенина, система уже начала свою работу: почти 80% перевозчиков области готовы принимать безналичную оплату через валидаторы. Он подтвердил, что после получения транспортных карт люди стали звонить на горячую линию компании 8-800-301-04-44 с целью получить консультацию по вопросам пополнения карт и пользования ими. В ближайшее время пройдут обучающие мастер-классы для кондукторов по работе с валидаторами, будут размещены социально-направленные ролики по всему ряду вопросов, касающихся внедрения транспортных карт, которые будут транслироваться, в том числе, в автобусах.

— Что касается возможного бесплатного проезда, то в случае, если пассажир предъявляет транспортную или банковскую карту — перевозчик не в праве ему отказать в перевозки, даже если транспортный терминал сломан или отсутствует. С одной стороны, таким образом защищаем пассажиров, с другой стороны мотивируем перевозчиков на то, чтобы не прятать терминал под сиденье или говорить, что он не работает. Если же действительно случилась поломка, на этот случай есть оперативная замена у перевозчика. Но должен сказать, что коэффициент выхода устройства из строя очень маленький.

Что касается 7 процентов — это комиссия всей системы на все услуги системы, связанные с ее обслуживанием и она взимается с тех оплат, которые проходят по транспортным,банковским картам и составляют сегодня 0,6%. Все оставшиеся операции (99,4%) — это наличка, которая тоже принимается к учету с целью уточнения пассажиропотоков. Там также взимается комиссия, но в размере 2%. Общая средняя комиссия на сегодня, по имеющимся данным, составляет 2,05%.

Участники обсуждения согласились с тем, что необходимо убирать возникшие в ходе внедрения системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте «ляпы» и внедрение осуществлять постепенно.

Трудности «по заказу»

Руководитель ООО «Наш тур» Александр Поликанов в своем выступлении рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются организаторы междугородних перевозок, выполняемых на заказ. В последнее время им чинятся откровенные препятствия. Например, перевозчиков вынуждают отправляться в рейс только с автовокзала, хотя это чистая формальность: никаких дополнительных мер по обеспечению безопасности перевозок не предпринимается, но плата с перевозчиков за каждого пассажира взимается. Увы, диалог на эту тему не получился вообще, поскольку представители областного управления автомобильных дорог и транспорта, автовокзала не посчитали нужным присутствовать на круглом столе. Несмотря на это, фонд содействия бизнесу и ряд участников круглого стола заявили о намерении более подробно разобраться в данной проблеме.

По итогам круглого стола будут выработаны рекомендации, которые направят в органы государственной власти и местного самоуправления. Без сомнения, в рекомендациях не будет обойден вниманием и вопрос неучастия в круглом столе представителей органов государственной власти, уполномоченных принимать решения по столь сложным и неоднозначным вопросам.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

— Большинство выступлений прошедшего круглого стола сводилось к тому, что необходимо внедрять безналичную оплату проезда. Из уст некоторых участников прозвучало, что надо выводить бизнес из тени и нужен расчет. Но, мы полагаем, что все основания для расчета реального экономически обоснованного тарифа на пассажирском транспорте сегодня уже есть. И это анализ работы МУП «Тамбовгортранс» с учетом 52 млн рублей субсидий из городского бюджета на покрытие убытков за 2018 год.

Мы тоже не возражаем против этого, но надо учитывать интересы перевозчиков. Дело в том, что тот тариф, который сегодня существует, уже давно устарел и не позволяет им закупать современные транспортные средства, платить достойные зарплаты работникам. Отсюда и многочисленные жалобы пассажиров.

А теперь от нынешнего тарифа отнимают еще часть путем введения комиссии. Да, было отмечено, что она сейчас в среднем составляет чуть больше двух процентов. Но доля «безнала» в ближайшем будущем будет расти, поэтому средний размер комиссии и нагрузка  на перевозчиков соответственно также будут расти.

Недавно Президент России Владимир Путин отметил, что комиссия по операциям с банковскими картами слишком высокая, имея ввиду 3%, и ее следует снижать. А здесь же речь идет даже не о трех, а о семи процентах комиссии за безналичные расчеты, которую взваливают на перевозчиков, плюс к этому еще навязывают дополнительную комиссию по наличным расчетам, которой раньше не было. Видимо, на местах не очень разделяют заботы и чаяния главы государства по этому поводу.

Мы считаем, что это несправедливо и надо незамедлительно пересматривать условия внедрения безналичной системы оплаты — повышать тариф с учетом приобретения оборудования, что позволит снизить комиссию. И, конечно, нужно следовать позиции Президента России и думать над снижением комиссии при расчетах по банковским картам.

Очень жаль, что не получилось более детального разговора из-за «отсутствия интереса» со стороны ответственных за эту тему лиц из областной администрации. Вопрос стоит остро, на лицо огромное давление на бизнес.

 

Комментарии

Павел О. 28 февраля 2019, 11:39
Кондукторы грубят. Они не хотят пользоваться валидаторами. Уже не один конфликт был за последнюю неделю в автобусах с ними. Не хотят они принимать эту систему. По поводу комиссии согласен — 7 процентов много. НО! Даже если бы снизили комиссию, кондукторам то все равно. Перевозчикам и МУПу и частным надо проводить разъяснительные беседы с работниками. Пока от валидаторов один негатив.
Дима р. 05 марта 2019, 10:51
От безнала не уйти. Цифровизация неизбежна, это понятно. Правда, у нас все это идет со скрипом.
Оксана Павлова 05 марта 2019, 10:58
Я давно н6е ездила на автобусах и тут решила проехаться. Господи, какой же это кошмар! Это был муниципальный автобус. Он был просто битком. Просто как шпроты в банке стояли люди. Кондукторша хамила всем, трясло так, что если бы не плотно стоящие люди, я бы упала. Автобус старый. Очень старый. Он весь гремит. Давно пора обновлять автопарк. И если муниципальному предприятию еще как-то выделяют новые автобусы, то чего ждать частникам… они не могут себе позволить новый автобус. Они его не купят с такой платой за проезд никогда. Ни одна тамбовская компания. Я отдала 17 рублей. Да, это не много, так как обычно езжу на такси. В Москве проезд больше 50 рублей стоит, поэтому там и приличный транспорт. У нас что за 17 рублей можно сделать? Цены на бензин одинаковые везде, что в Москве, что у нас. Проезд подорожает, это однозначно. Правда, я не уверена, что это повлияет на ситуацию. Частникам нужны субсидии от государства. Только так можно помочь, больше я выхода не представляю.