Мы в соцсетях:

Не забытое «старое»

21 фев 2019

Минпромторг России предложил вернуть торговые палатки на городские улицы

Общеизвестный факт, что новое — это хорошо забытое старое. Однако, не всегда старое бывает «забытым» и люди начинают заново «изобретать велосипед». Особенно часто это происходит в экономической политике, в частности — в Тамбовской области. Уже несколько лет на территории Тамбова активно ведется борьба с тонарами и самовольно установленными торговыми палатками, микрорынками на городских улицах. Работа эта проводится различными ведомствами при участии правоохранительных органов и городской администрации. Однако, в свете последних федеральных новостей, можно сделать вывод, что проделанная работа — сизифов труд.

Не хватает площадей?

Дело в том, что торговые палатки и ларьки могут появиться на городских улицах на вполне законных основаниях. По мнению замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, это создаст новые рабочие места, поможет всем желающим предпринимателям представить свою продукцию и сократит "дефицит качественных торговых площадей" в России. Сегодня в стране в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем в большинстве стран Европы, пишут "Известия". В России третий год наблюдается снижение темпов прироста качественных торговых площадей.

Что касается регионов Черноземья, то по данным международной консалтинговой компании Knight Frank, в Тамбове на 1 тысячу жителей приходится 319 кв. м торговых площадей. Это 6-е место среди 6 регионов Черноземья и Москвы.

Лидером по этому показателю является Курск, где на 1 тысячу жителей приходится 841 кв. м торговых площадей. В Москве этот показатель составил 502 квадратных метра на 1 тысячу человек. Воронеж и Белгород располагаются примерно на одном уровне – 466 и 458 квадратных метров соответственно. В Липецке обеспеченность торговыми площадями составляет 381 кв. на 1 тысячу жителей. В аутсайдерах остался Орел с показателем в 187 кв. м.

В Минпромторге утверждают, что сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. При этом крупные торговые сети занимают 30–40% рынка. Однако, на прилавки торговых гигантов местные производители стремятся попасть не всегда ради прибыли.

- Для нас, например, важно быть на прилавке крупной торговой сети — это заявление о себе. Это говорит о том, что мы обеспечиваем достаточный объем производства продукции, чтобы там быть. Кроме того, вся продукция, прежде чем попасть на полку сетевого магазина, проходит строжайшую проверку. То есть, находясь там, мы подтверждаем высокое качество нашего продукта, его безопасность. И потребители нас видят, начинают покупать наш продукт и в других магазинах. Но чистой прибыли это не приносит, - поясняет гендиректор крупного молочного производства в Тамбовской области Алексей Маняхин.

Иными словами говоря, министры, как всегда, далеки от понимания реальной картины происходящего, сравнивая торговлю в палатке или ларьке с торговлей в крупном магазине. Это совершенно разные принципы организации работы, разные цели. В случае с сетями — это заявление о себе, раскрутка бренда. В случае с палаточной торговлей — получение прибыли.

С чем боролись

Замглавы администрации города Тамбова Анатолий Семченко на недавнем заседании в администрации подчеркнул, что городская власть не препятствует развитию частного предпринимательства, а делает все для того, чтобы торговля велась в рамках действующего законодательства.
При этом в прошлом году уличная торговля была ликвидирована на улицах Чичерина, Базарной/Интернациональной, на Красноармейской площади. Рейды проходили с участием региональных УМВД, УФСБ, Управления ветеринарии и Роспотребнадзора. По обнародованным данным пресс-службы администрации города Тамбова, оформлен 441 протокол об административных правонарушениях. Сумма штрафов, выписанных проверяемым, составила 275 тысяч рублей.

При этом 30 протоколов составлено за продажу продукции животного происхождения без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и без документов, подтверждающих их безопасность для потребителей. Однако, власть упорно не хочет слышать просьбы предпринимателей по этому поводу. Неоднократно на круглых столах и семинарах поднималась тема высокой стоимости проведения данной экспертизы в нашем регионе. Еще летом 2018 года представитель фирмы «Своя индейка» Марина Ефимова на одном из круглых столов в Торгово-промышленной палате Тамбовской области и позднее в личном интервью обращала внимание на цену этих справок.

- Мы поставляем продукцию в супермаркеты, их порядка 10. Для каждого каждый раз мы должны предоставить ветсправку, она стоит тысячу рублей. Получается, что с учетом трат на бензин, мы работаем даже не в ноль, а себе в убыток. Большие объемы магазины не берут, а малые не окупают затрат, - пояснила Марина Ефимова.

Вперед в прошлое

Также по словам Евтухова, в России планируют открыть около 50 тысяч автолавок. В начале «нулевых» этот вид торговли был существенно более развит, нежели сегодня.
- Это дополнительная загрузка автопрома. И дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура. Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах, - подчеркнул замминистра.

На тех напали?

То, с чем так активно боролись местные власти и правоохранительные органы, снова решили вернуть. Правда, на местном уровне об этом пока не задумываются и продолжают рейды по устранению рынков. В палатках, в основном, торговали самозанятые, то есть, физлица, решившие продать излишки продукции со своих дачных участков. Однако, есть и те, кто действительно нелегально занимается предпринимательством, не желая выходить из тени. Люди не спешат оформлять ИП, так как в последнее время и уличная торговля не приносит значительной прибыли, а вот забот у предпринимателя хватает: нужно и отчетность сдать, и взносы в Пенсионный фонд заплатить. Бывший индивидуальный предприниматель Мария Владимирова (фамилия изменена по просьбе респондента) занималась уличной торговлей 12 лет. В 2018 году она прекратила свою деятельность и по найму устроилась продавцом.

- Работать на улице тяжело. В начале «нулевых» люди шли на рынок, торговать было выгодно. Можно было возить дешевую одежду из Москвы и продавать ее в Тамбове подороже. Спрос был. Сейчас на такие вещи спрос низкий. Можно, конечно, заказывать в интернете и продавать подороже, но если честно, многие вещи на всем известном сайте не идут по качеству ни в какое сравнение с пресловутым «Черкизоном». Вот даже эти китайские вещи были гораздо лучше того, что предлагают сейчас на сайте, - говорит Мария.

То же самое женщина говорит и о продуктах. По словам Марии Владимировой, частники уже не спешат расставаться с мясом и молоком за те цены, что были раньше — натурпродукт вырос в цене.

- У нас в области это особенно заметно. Люди уже не продадут свинину или молоко за бесценок — лучше сами съедят. Все дело в том, что свинокомплексы сейчас запрещают своим сотрудникам выращивать свиней дома. Не знаю, официально или нет, но это правило действует. А работают там сельские жители, которые и обеспечивали продавцов товаром. Так что палатки, возможно и появятся вновь. Но вот что в них будут продавать и по какой цене — вопрос. Вряд ли это будут привычные нам всем товары, - подытожила Мария.

Форма отчетов для предпринимателей также постоянно меняется, а уличным торговцам совершенно некогда следить за нововведениями — они сами себе продавцы, бухгалтера, мерчендайзеры и уборщики. Отсюда — нарушения, штрафы. Особо злостных нарушителей в городской администрации предложили наказывать изъятием продукции.

В городе такая практика ещё не применялась, но федеральное законодательство её допускает. В соответствии с постановлением правительства действует положение о сдаче для уничтожения изъятых вещей, которые являются предметом административного правонарушения и могут быстро испортиться.

- Когда мы спрашиваем предпринимателей о том, что больше всего мешает им в бизнесе, они отвечают практически в 100 процентах случаев: «Нестабильность», - говорит президент Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена Воронина.

Представители органов власти этот пункт игнорируют, всегда находя обоснование своим предложениям. В этот раз обоснованием стало развитие экономики, появление новых рабочих мест.

Однако, есть одно «но». Как быть с предыдущими аргументами, приводимыми в пользу избавления от торговых палаток на городских улицах? А как же антисанитария, отсутствие онлайн-касс и изувеченный внешний вид города? Боролись то ведь именно с этим. Или появились какие-то особенные палатки, органично вписывающиеся в архитектурный ансамбль городов?

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- При чтении нововведений для бизнеса, в том числе и о возвращении палаток на городские улицы, у нормального человека уже нет даже отрицательных эмоций. Просто складывается впечатление, что разговариваешь с некомпетентными людьми или с детьми малыми. Несколько лет назад с умным лицом принимали якобы взвешенное решение об уничтожении всего этого. Со всей мощью государственная машина отняла у людей то, чем они жили. Был нанесен моральный и материальный вред. Не прошло и пары лет, как решили попробовать начать это снова. Эти же люди с таким же умным лицом это предлагают, а я должен взять кредит, чтобы купить автолавку за несколько миллионов, вложить свои кровные деньги в палаточную торговлю, а потом у меня снова все отнимут. Согласен с Еленой Ворониной из Тамбовской областной ТПП, что стабильность в нашей стране — это проблема. Предприниматели готовы подстроиться под любое, даже не самое разумное правило, если будут знать, что закон как минимум в ближайшие 10 лет не изменится, а если и произойдут перемены, то только по причине форс-мажора( война, стихийное бедствие). Тогда улучшение ситуации возможно. На сегодняшний день отношения между регуляторами и предпринимателями находится в той стадии, где никто никому уже не доверяет.

 

Комментарии