Мы в соцсетях:

Инновации или путь к долгам?

13 фев 2019

О том, какие «подводные камни» скрывает внедрение безналичной оплаты проезда в Тамбове.

В социальных сетях тамбовчане бурно обсуждают появление возможности безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Беспокоит этот вопрос и транспортные компании. На сегодняшний день из 12 компаний-перевозчиков, работающих в областном центре, 11 уже заключили договоры с оператором и получили транспортные терминалы в необходимом количестве с учетом резерва. МУП «Тамбовгортранс» планирует заключение договора в феврале. Это связано с тем, что сделка является достаточно крупной для муниципального учреждения и нуждалась в согласовании с Тамбовской городской Думой. Всего в городе перевозят пассажиров примерно на 400 автобусах и троллейбусах, 80 из которых принадлежат МУП «Тамбовгортранс».

Возможны убытки

В ходе 52-го очередного заседания Тамбовской городской Думы городские парламентарии согласовали «Тамбовгортрансу» сделку с «Ростелекомом» и «Сбербанком», которые обеспечат техническую возможность безналичной оплаты проезда в транспорте компании.
Однако, у председателя Гордумы и депутатов возникли сомнения насчет целесообразности этого проекта. Дело в том, что оператор, с которым планируют заключить контракт, ежедневно взимает 7% от суммы проводимых операций, то есть перевода денег от поступающих платежей на счет перевозчика.

По словам председателя комитета городского хозяйства администрации города Тамбова Михаила Михалева, сумма затрат на услуги оператора составит 2,5 миллиона рублей. Депутаты с такими расчетами не согласны. Путем нехитрых математических подсчетов можно выяснить, что сумма эта раз в 5-7 выше заявленной. К отметили некоторые парламентарии, в других регионах этот процент гораздо меньше. А председатель Тамбовской городской Думы Виктор Путинцев считает, что плата оператору может не окупиться и затраты на нее лягут финансовым бременем и без того не богатый городской бюджет.

Это же мнение прозвучало и на заседании комитета Тамбовской Гордумы по бюджету и муниципальной собственности.

Мы уже выделили «Тамбовгортранс» в прошлом году 50 миллионов рублей. И в этом году предполагается субсидия в 30 миллионов. Однако, может возникнуть такая ситуация, что с учетом вот этих 7% сумма увеличится. Это не выгодно. Я предлагаю проконтролировать этот процесс. Нужно провести мониторинг за первое полугодие 2019 года и сравнить с аналогичным периодом 2018 года. Если будет положительная динамика в доходах, то можно продолжить проект. И за год сравнить данные нужно, - предложил Виктор Путинцев.

Такое решение продиктовано одним из обоснований нужности введения безналичной оплаты со стороны городской администрации. По словам председателя комитета городского хозяйства администрации города Тамбова Михаила Михалева, безналичная оплата проезда устранит проблему «задвоенных» талонов, таким образом, станет понятно, сколько на самом деле льготников пользуется услугой проезда в общественном транспорте.

В итоге решение о поддержке сделки приняли. На сегодняшний день 11 из 12 городских перевозчиков уже ввели безналичную оплату проезда. В ближайшее время этот способ оплатить поездку появится у пассажиров муниципальных автобусов и троллейбусов.

С 1 марта по 1 мая 2019 года в тамбовском городском транспорте будет действовать переходный период. В течение него пассажиры льготных категорий смогут оплачивать проезд в транспорте как льготными талонами, так и социальными транспортными картами.
В этом году действие «безнала» планируется распространить на все маршруты Тамбовской области, работающие по регулируемым тарифам. Специальными валидаторами (приборы для оплаты проезда с помощью электронных носителей) уже снабдили перевозчиков Моршанска и Моршанского района, Сосновского и Уваровского районов, а также Котовска. Оператором АСУОП (автоматизированной системы учета оплаты проезда) осенью прошлого года на конкурсной основе избрано ООО «Транспортная платежная система».

Система учета

В рамках заседания комитета Тамбовской областной Торгово-промышленной палаты по транспорту и экспедированию также обсудили ситуацию с переходом на безнал в общественном транспорте, сложившуюся в Тамбове на данный момент.

У нас с руководством «Тамбовгортранс» уже есть «дорожная карта», по которой мы должны провести их подключение к системе безналичной оплаты проезда. Без них мы в эту систему не войдем. Что касается оснащения частников, то им всем уже переданы терминалы с учетом запаса, всем их хватает, - сказал руководитель комитета по транспорту и экспедированию Александр Сенин.
По словам представителей администрации города Тамбова, новая схема оплаты проезда призвана защитить перевозчиков от убытков, в том числе и от проблемы «задвоенных» талонов для льготников. Льготник, получив свою социальную транспортную карту, с первого мая сможет подтвердить свое право на 50-процентную скидку только с помощью этой карты. Уже с 25 января в отделениях «Сбербанка» начали выдавать такие карты. Правда, удивительно, почему УФАС не обращает на этот факт никакого внимания, ведь другие банки не участвуют в выдаче транспортных соцкарт. С первого марта пассажиры уже смогут пользоваться своей соцкартой, а к первому июня талоны полностью должны быть выведены из обращения.

У предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров в Тамбове, есть одна важная проблема — убыточные маршруты. Отказаться от них нельзя, так как они хоть и мало загружены, но все же, горожане ими пользуются ежедневно. Предприниматели просят им возмещать убытки от обслуживания таких маршрутов. Внедрение безналичной оплаты может стать доказательством того, что объем перевезенных пассажиров не позволяет маршруту быть самоокупаемым. Возможно, доказав это, перевозчики смогут получить компенсацию убытков.

Касса для автобуса

Начальник отдела налогообложения юридических лиц ФНС по Тамбовской области Ирина Тигинян рассказала об особенностях налогообложения в случае перехода на комбинированную форму оплаты проезда (наличную и безналичную). По ее словам, глобальных перемен по сравнению с 2018 годом не произошло.

Как быть, если автобус был в ремонте, но количество его посадочных мест участвовало в расчете ЕНВД? Ответ такой: эти посадочные места стоит исключать из физических показателей при расчете налога с начала месяца, в который транспортное средство вышло из строя. Что касается приобретения контрольно-кассовой техники, то индивидуальные предприниматели, работающие с ЕНВД, находятся в более выигрышном положении, чем юридические лица. Они могут сократить расходы по ЕНВД, но не более чем 18 тысяч рублей за один кассовый аппарат. При этом нужно соблюсти определенные требования, - пояснила Ирина Тигинян.

При этом ККТ должны быть зарегистрированы в реестре контрольно-кассовой техники, поддерживать передачу чеков через оператора фискальных данных в ФНС.

Валидаторы, не отменяют полностью обязательство установки ККТ. Это главная проблема для перевозчиков. Если муниципальным предприятиям партнеры предоставят автоматические устройства в бесплатное пользование, то частникам валидаторы необходимо приобретать за свой счет, как и ККТ. В нашем регионе пока не урегулирован вопрос учета наличных и безналичных платежей. По сведениям УФНС по Тамбовской области , в соответствии с Федеральным законом №54-ФЗ, как только пассажир изъявляет желание оплатить проезд наличными, кондуктор должен провести это платеж через ККТ.

При этом валидатор также не исключает наличие кондуктора в автобусе. Функция кондуктора — нажимать на кнопку валидатора, а сам аппарат находится у кондуктора в руках. Возникает вопрос: почему нельзя проводить безналичные платежи через онлайн-кассы?

Платежи через онлайн-кассы в городах, где раньше проезд оплачивался только наличными, внедряются довольно сложно. Они проходят долго, так как это онлайн-операция. С одной стороны у нас есть региональные особенности, а с другой стороны — Федеральный закон, который требует наличия контрольно-кассовой техники. Это влечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей. Мы пытаемся сейчас с помощью переговоров решить этот вопрос, чтобы перевозчикам не пришлось покупать два аппарата. Производители аппаратов для безналичной оплаты проезда уже сейчас технически готовы их усовершенствовать, но это нужно узаконить, чтобы к первому июля упростить жизнь бизнесу, - пояснил Александр Сенин.

Пока попытки узаконить новые аппараты остаются попытками. Практика показывает, что в автобусах Тамбова ККТ не используются, по крайней мере, в режиме реального времени — пассажиров обилечивают без чеков отрывными билетиками. На сегодняшний день нет представления о цивилизованном применении онлайн-касс в транспорте, ведь это создаст массу неудобств для пассажиров (у передней двери на каждой остановке будет образовываться толпа выходящих, что заметно увеличит время следования автобуса по маршруту). Представители ФНС в этом случае не спешат убеждать перевозчиков приобретать ККТ. Они советуют предпринимателям и общественникам проявить активность, обращаться в органы власти, чтобы добиться возможности работать с одним аппаратом, усовершенствованным, современным и недорогим. Удастся ли добиться результатов, покажет время. Правда, его осталось не так уж много, — у перевозчиков есть возможность работать без ККТ до первого июля этого года.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- Как и везде, так и в транспорте, проблем у предпринимателей — не счесть. Это касается собственных проблем, к которым относятся как ремонт, обслуживание собственной техники, так и взаимоотношения с государством. Как всегда, все хотят сделать все за счет предпринимателей. Проблемы существуют и с валидаторами, и с кассовыми аппаратами, и с огромнейшими поборами с предпринимателей на установку и обслуживание этих приборов. Наш Фонд 19 февраля организует круглый стол на эту тему, мы приглашаем к обсуждению проблем всех. Пришедшие покажут, кому это интересно. Если представителей каких-либо структур не будет в числе присутствующих, значит эти проблемы их не волнуют.

Комментарии

Павел Онисимов 13 февраля 2019, 12:10
А мне вот интересно, говорят о том, что надо повышать цены на проезд. Ладно. Тамбовгортранс — убыточный и ему вроде бесплатно эти валидаторы дадут. Частники их покупают сами, ККТ — тоже сами. И как-то они окупаются. Если бы перевозки были сплошь убыточные, то занимались бы ими частники? Я думаю, что нет. При том, что им никто никаких денег не дает, а МУПам дают субсидии. Я считаю, что эти деньги в муниципальном предприятии расходуют не эффективно. мягко говоря.