Мы в соцсетях:

Ни шагу назад

31 янв 2019

В закон о торговле внесены изменения

В декабре в закон о торговле внесли поправки, запрещающие возможность торговых сетей перекладывать на поставщиков потери из-за вовремя не проданных товаров. Об этом сообщила прессе заместитель руководителя Тамбовского УФАС России Светлана Мазаева на брифинге, который прошел в конце прошлой недели в антимонопольном ведомстве.

Согласно новой редакции статьи 13 Закона о торговле, хозяйствующим субъектам, торгующим продовольствием в торговых сетях и тем, кто в сети поставляет продукты питания с 9 декабря 2018 года запрещается заключать между собой договор, содержащий условие о возврате товаров, на которые срок годности установлен до 30 дней включительно. Подобные условия допустимы для товаров со сроком годности свыше 30 дней, но только в том случае, если эти условия не были навязаны. Кроме того, теперь запрещается включать в договор условие о возмещении расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров.

За нарушение вышеуказанных требований к условиям заключения договора предусмотрена административная ответственность: навязывание хозяйствующим субъектом условий договора влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, на юридических лиц от 2,5 до пяти миллионов рублей, за совершение хозяйствующим субъектом запрещенных федеральным законом действий по взиманию платы, внесению платы либо возмещению расходов предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 50 тысяч руб., на юридических лиц от миллиона рублей до пяти. Торговые сети и поставщики должны привести уже действующие договоры в соответствие до 6 июня 2019 года.

Потому что не честно?

Ирина Яровая, один из авторов закона, отметила, что существует практика, когда торговые сети по договору купли-продажи забирают продукцию производителя, но спустя некоторое время по своему усмотрению могут вернуть ее назад, не оплатив, либо заставить ее выкупать.

- При этом у гражданина, который практически ежедневно приходит в магазин и заключает договор купли-продажи, оплачивая на кассе торговой сети приобретенные продукты, нет возможности в случае, если он эту продукцию не употребил, если она у него осталась, вернуть назад в магазин, — констатировала Ирина Яровая,- Между производителями возникает важный фактор честной конкуренции, когда невозможно будет решать с торговой сетью вопрос через договоренности преднамеренных убытков для того, чтобы, таким образом, профинансировать свое попадание на полку. Поэтому честная конкуренция здесь так же обеспечивается.

Заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов назвал законопроект «сотрясянием воздуха». Он считает, что принятие законопроекта никаким образом не отразится на рынке и не решит проблему возвратов как таковую. Сегодня в договорах поставки термина «возвраты» нет. Фактически они оформляются по договорам купли-продажи.

А есть ли толк?

Пока законодатели уверяют бизнес в пользе принятого ими решения, предприниматели разводят руками: «А где же эта польза?» Директор по развитию одного из ведущих на Тамбовщине молочных производств Алексей Маняхин рассказывает, что на прилавках молоко его компании появилось относительно недавно — в апреле 2018 года. С октября тамбовское молоко есть в продаже и в гипермаркете «Магнит», что Алексей Маняхин считает безусловным достижением. Для тамбовских товаропроизводителей не секрет, что договориться о поставках с такой крупной сетью весьма непросто.
- В нашем случае переговоры длились семь месяцев, но в итоге мы смогли договориться. С «Магнитом» в устной форме ничего не решается. Все договоренности происходят электронно через главный офис в Краснодаре. В какой-то степени это удобно. Правда, зарабатывать при сотрудничестве с этим магазином практически не возможно. Мы поставляем туда продукцию ради имиджа и максимального расширения точек продаж. Это большая сеть, серьезный партнер, такой способ заявить о себе и качестве своего товара — в «Магните» вся продукция проходит строжайший контроль, - поясняет Алексей Маняхин.
Пункта о возвратах в договоре с гипермаркетом нет. Алексей подтверждает, что возвратов нет и фактически, цены магазин, как и условились, завышает не сильно. Молоко местного производства можно встретить и в других торговых сетях Тамбова, таких как «Огонек-Эконом» и «Бегемот».Туда его поставляет дистрибьютор. В случае с этими «сетями» возвраты как были, так и остались.
Ни в коем случае нельзя обвинять во всем сетевиков. Их тоже можно понять, ведь для них разработчики этого закона не предусмотрели никаких мер, которые могли бы оказаться компенсацией понесенных убытков. Нам так и говорят те, кто продолжает возвращать молоко, что они просто перестанут с нами сотрудничать, если мы откажемся.
То есть, фактически, принятие нововведений в законодательство ничего не меняет. Крупные сетевики, имеющие средства для финансовой подстраховки закладывают риск непродажи всей закупленной партии товара до истечения срока годности в изначальную стоимость. Обычно эта схема является беспроигрышной, так как товары с «горящим» сроками годности магазин продает почти по закупочной цене, тем самым, минимизируя убытки. Региональные торговые сети, не обладающие большими денежными запасами, продолжают возвращать производителям товары. И отследить этот процесс практически не возможно, так как термина «возврат» нет, а купля-продажа — дело добровольное. По мнению тамбовских производителей, законодателям следует уделить более пристальное внимание принятому закону, предусмотреть меры поддержки для торговых сетей, чтобы конечный потребитель заплатил меньше.

Тем временем на прилавке

И действительно — торговые сети не работают себе в убыток. Так как законодатели не предусмотрели никакой «подушки безопасности» для магазинов, многие торговцы уже подняли цены. По данным Тамбовстата, в тамбовской области наблюдается значительное подорожание отдельных категорий продуктов. По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в январе 2019 года дороже стали овощи и мясо. Так, говядина в январе прошлого года стоили 277 рублей за килограмм, а сейчас цена составляет 284 рубля, свинина поднялась в цене с 227 до 245 рублей, охлажденные куры с 99 до 134 рублей ( рост цены на них составляет примерно 33%). Индейка в среднем подорожала на 45 рублей — с 240 до 285.

При этом сардельки и сосиски, как и предполагали эксперты в прошлом году, тоже подорожали. В январе 2018 года они в среднем стоили 269 рублей, а теперь — 293 рубля за килограмм. Варено-копченая и полукопченая колбаса также стала менее доступной для покупателей. Ее цена подскочила с 346 до 381 рубля, а копчености стали в среднем дороже на 30 рублей за килограмм и стоят в районе 500 рублей.

К началу 2019 года дороже стало и сливочное масло. Год назад оно стоило 440 рублей. В начале нового года цена за килограмм этого продукта составляет 478 рублей. «Сладкая» жизнь тоже стала менее доступной — на целых 12 рублей подорожал килограмм сахара и теперь стоит 43 рубля. Соответственно, торты тоже нарастили ценник( примерно на 30 рублей), их цена — 400 рублей.

Подорожание продуктов, входящих в обязательную потребительскую корзину не только уже ударило по кошельку тамбовчан, но и отразилось на ценниках заведений общественного питания. Так, Тамбовстат подсчитал, что за обед в ресторане тамбовчане в среднем стали платить на 100 рублей больше( 906 рублей), за ужин в том же ресторане придется отдать примерно 2133 рубля.

Комментирует президент ТРО Фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

Тема стара, как мир. Сколько уже копий поломано на всех уровнях о взаимоотношениях между производителями и торговыми сетями. И пока ничего не изменилось. Разговаривая с производителями сталкиваешься с мнением, как бы хуже не было. Произвол сетей основан не на отсутствии законов, как думают наши парламентарии, а на вседозволенности торговых сетей и бездействии местных властей. Есть положительный опыт в других областях хотя бы немного урезонить распоясавшихся торгашей (сетевиков) но в нашей области он пока не развит. И поэтому пока наши местные производители будут поглядывать заискивающе снизу вверх и терпеть убытки и унижения от «лидеров торговли».

Юлия ПОТРЕБНИКОВА

Комментарии

Миша Попов 05 февраля 2019, 12:13
Ну а как еще выживать? Тонны просрочки выбрасывать каждый день? У нас либо возвращают, либо расходуют сами эти продукты. Делают творог и пекут из него на продажу сырники из просроченного молока. Оно прокисает до состояния простокваши и получается творог. С колбасой сложнее. С охлажденным мясом проблем нет — его можно перекрутить на фарш и сделать котлеты. Или заморозить его и продать. Выход найти можно. Суть в другом. Производители вынуждены забирать просрочку обратно, если в магазине нет кулинарного отдела. И от этого производитель несет убытки. А то, что возвратов нет сейчас — не правда. Они есть.
Родион Киреев 05 февраля 2019, 12:15
Ага, будут они в убыток работать, как же… Как были возвраты, так и будут. И никуда не денешься от этого. Просто все риски теперь закладывают в цену товара.