Мы в соцсетях:

МУПы тянут вниз

15 дек 2018

Тамбовский региональный общественный фонд содействия бизнесу направил свои предложения в органы местного самоуправления города Тамбова.

В большинстве своем муниципальные унитарные предприятия (МУП) и муниципальные учреждения уже давно ассоциируются с хозяйственной неэффективностью, а МУПы — еще и с убыточностью.

Если смотреть в разрезе конкурентной среды, то, можно говорить о том, что участие унитарных предприятий и учреждений в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию, что тоже не есть хорошо.

Еще в октябре 2016 году эксперты Тамбовского регионального общественного фонда содействия бизнесу обратили на эти и другие факты пристальное внимание и провели круглый стол на тему: «Оптимизация муниципального управления в г. Тамбове как фактор социально-экономического развития». По итогам круглого стола были подготовлены предложения по оптимизации структуры муниципальных учреждений, предприятий и администрации города Тамбова. Их направили в администрацию города и в Тамбовскую городскую Думу.

В настоящее время, спустя два года после направления предложений, наконец, начат процесс реформирования структуры администрации города Тамбова. При этом в новой структуре администрации, утвержденной городской Думой, учли и ряд предложений фонда.

Но, вот другая часть предложений, касающаяся оптимизации структуры муниципальных учреждений, предприятий города, пока не реализована.

Сегодня, когда о ликвидации или реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий заговорили на самом высоком законодательном уровне, фонд содействия бизнесу считает необходимым напомнить суть ранее внесенных своих предложений по оптимизации структуры муниципальных учреждений, предприятий города, с учетом ряда дополнений с ссылкой на нынешние реалии.

Оптимизация равна эффективности

Анализ эффективности муниципальных унитарных предприятий и учреждений удручает. На примере нескольких муниципальных учреждений, подведомственных комитету городского хозяйства администрации города, фонд сделал вывод о том, что существующая структура неоптимальна, поскольку сферы деятельности разных учреждений частично перекликаются. Так, муниципальные учреждения «Дирекция городских дорог» и «Спецдорсервис» ведают вопросами ремонта городских дорог. Такое дублирование полномочий создает почву для дублирования управленческих структур и, следовательно, неэффективного расходования бюджетных средств.

С другой стороны, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, учреждения создаются для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В то же время, разделение многих видов деятельности на коммерческие и некоммерческие весьма условно. Например, ремонт дорог может вполне успешно осуществляться коммерческой организацией, поскольку они производят более сложные виды работ, а именно, строительство дорог и при этом берут на себя гарантийные обязательства. Поэтому отнесение функций по ремонту дорог к функциям некоммерческого характера является необоснованным.

Неэффективное расходование бюджетных средств имеет место и вследствие неэффективного хозяйствования. Так, в отношении «Дирекции благоустройства и озеленения» можно предложить сразу несколько мероприятий, направленных на сокращение расходов, осуществляемых за счет средств городского бюджета:

использовать при озеленении территории города многолетние растения вместо однолетних, что избавит от необходимости высаживать растения ежегодно;

выращивать саженцы деревьев и рассаду в собственных теплицах учреждения вместо их закупок на стороне;

сооружать газоны, оборудованные автоматическими системами полива, что приведет к более качественному поливу, сокращению расхода воды и исключению затрат на доставку воды автотранспортом.

Несмотря на то, что целесообразность перечисленных мероприятий очевидна, руководство «Дирекции благоустройства и озеленения» их «почему-то» не осуществляет.

От муниципального к частному

Вышесказанное позволяет внести предложение об упразднении муниципальных учреждений, не связанных с решением управленческих, социально-культурных и иных задач, решение которых невозможно передать коммерческим организациям. Фонд «Собиз Инвест» предложил начать упразднение излишних муниципальных структур с «Дирекции благоустройства и озеленения». На примере данного учреждения целесообразно отработать процедуру передачи функций от муниципального учреждения частному предприятию.

Что касается муниципальных предприятий, то наиболее тяжелая ситуация сложилась в МУП «Тамбовгортранс». Это предприятие регулярно приносит многомиллионные убытки несмотря на то, что в течение ряда лет получает дотацию из бюджета города в размере более 30 млн рублей ежегодно.

В настоящее время у предприятия образовался долг за потребленную электроэнергию (троллейбусы) в размере 37 млн рублей и за потребленный газ (автобусы на газомоторном топливе) в размере 3 млн рублей. Если в предшествующие годы долг предприятия в размере 70 млн рублей был погашен за счет продажи муниципального имущества, то в настоящее время ни средств в городском бюджете, ни имущества для погашения долга не имеется. Для того, чтобы избежать остановки работы предприятия из-за списания денежных средств со счетов по исполнительным листам, используются «серые» расчетные схемы.

Предприятие располагает примерно 50 автобусами и 40 троллейбусами, из которых выходят на линию около 40 и 20 единиц транспорта соответственно. При этом предприятие обеспечивает лишь 20-25% пассажирских перевозок в городе, остальная доля приходится на частных перевозчиков. Численность работников предприятия составляет 550 человек — по 9 человек на одно исправное транспортное средство (!). И это не считая персонала, который управляет пассажирскими перевозками в целом — штат муниципального учреждения «Пассажирские перевозки» составляет 70 человек. Однако столь большой штат не в состоянии обеспечить даже должную сохранность муниципального имущество. Так, решается вопрос о списании троллейбуса 2009 года выпуска и части контактной сети.

В такой ситуации необходимо предпринимать кардинальные меры в отношении МУП «Тамбовгортранс». Пора перестать бросать средства бюджета города в «черную» дыру этого МУП. Предприятие в таком случае пройдет через процедуру банкротства, а его оставшиеся после банкротства активы перейдут инвестору. Только так можно исправить бедственное положение этого предприятия, вывести его на путь процветания.

Увы, на такой здравый шаг руководство города идти не хочет, руководствуясь не экономическими, а политическими соображениями.

Вместо этого в план приватизации на 2019 год включено МУП «Аптека №3», которое является прибыльным и приносит отчисления в городской бюджет. Хотя очевидно, что с точки зрения повышения эффективности использования средств городского бюджета, нужно приватизировать в первую очередь убыточные МУП.

Эксперты фонда «Собиз Инвест» убеждены, что настала пора снять финансовое бремя с городского бюджета.

Фонд внес предложение незамедлительно приступить к процедуре приватизации убыточных МУП, начав ее с МУП «Тамбовгортранс».

Законопроект о запрете унитарных предприятий готовят к принятию

В настоящее время Государственная Дума рассматривает внесенный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)». Основные положения законопроекта следующие: предлагается к 2021 году большинство ГУПов и МУПов должны быть ликвидированы либо преобразованы. При этом преобразованы они могут быть как в коммерческие организации, так и в казенные учреждения. Исключения делаются только для тех унитарных предприятий, которые работают в сфере обеспечения обороны и безопасности государства либо в сферах естественных монополий.

6 декабря в Госдуме прошли парламентские слушания по этому законопроекту, на которых присутствовал заместитель председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Тамбовской областной Думы Павел Плотников. Вот как он прокомментировал итоги слушаний:

- Законопроект направлен на развитие конкуренции в экономике, и эту цель можно только приветствовать. В ходе слушаний были высказаны разные мнения и предложения. Во многих выступлениях предлагалось расширить исключения, как по виду деятельности, так и по географическому признаку. Например, было предложено разрешить сохранить унитарные предприятия-аптеки, особенно работающие в сельской местности.

Главный идеолог законопроекта, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил необходимость допустить бизнес, прежде всего малый и средний, в те сферы деятельности, куда ему доступ пока закрывают унитарные предприятия.

Он предложил органам власти, если они к этому не готовы, на первом этапе реорганизовать унитарные предприятия в государственные или муниципальные учреждения. Дело в том, что учреждения более прозрачны, чем унитарные предприятия. Игорь Юрьевич прямо заявил, что зачастую руководители органов власти используют унитарные предприятия для незаконного обогащения своих родственников.

По мнению Павла Плотникова, законопроект так или иначе примут, но какие изменения в него будут внесены, сказать пока сложно. Как по тем сферам, в которых унитарные предприятия продолжат работать, так и по срокам проведения реформы.

Что ж, сам факт того, что уже на уровне Правительства РФ и Госдумы озаботились темой неэффективности муниципальных унитарных предприятий и учреждений говорит об актуальности предложений, внесенных Тамбовским региональным общественным фондом содействия бизнесу в органы местного самоуправления города Тамбова.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- То, что государственный менеджмент самый неэффективный — это уже аксиома, которая не требует доказательств. На мой взгляд, весь этот ужас, который сейчас творится с МУПами и породила городская администрация. Поэтому мы считаем, что надо помочь, подтолкнуть ее к разумным действиям, иначе она никогда на них не решится.

Мы направили свои предложения по оптимизации структуры муниципальных учреждений, предприятий города Тамбова в администрацию города и Тамбовскую городскую Думу. Фонд содействия бизнесу считает, что именно сегодня настало «то самое время» для их реализации. И здесь большая роль отводится городским депутатам.

Большая часть унитарных предприятий работает в сферах с развитой конкуренцией и если они убыточны, то они должны уходить с рынка, а не сидеть бременем на плечах и без того тощих городских бюджетов.

Но вообще, предприниматели — оптимисты, и мы ждем, что все-таки когда-то восторжествует разумный подход, а не тот кошмар, который имеет место сегодня.

Маргарита Светлова

Комментарии

Михаил Ястреб 18 декабря 2018, 14:42
Вообще МУПы создавались изначально, как временное явление. И до сих пор никак от них не избавимся.