Мы в соцсетях:

Оптимизация. Начало

02 нояб. 2018

Необходимость принятия организационных решений, обеспечивающих жизнедеятельность города в условиях реального недостатка финансирования, назрела давно.

В ходе очередного 48-го заседания Тамбовской городской Думы 31 октября депутаты одобрили предложение городской администрации по оптимизации штата ее сотрудников, рассмотрев вопрос о внесении изменений в структуру администрации города Тамбова. По словам главы города Сергея Чеботарева, речь идет об объединении ряда комитетов и управлений. Работа над созданием положений о новых структурных подразделениях администрации Тамбова уже началась, ее планируют завершить в течение месяца.

— О реорганизации структуры говорили уже давно. Действующая структура длительное время не подвергалась никаким изменениям, но жизнь идет вперед, поэтому такое решение — насущное требование времени, — отметил на заседании Сергей Чеботарев.

Действительно, два года тому назад фонд «Собиз Инвест» провел круглый стол на тему «Оптимизация муниципального управления в г. Тамбове как фактор социально-экономического развития». По его итогам были выработаны конкретные предложения по оптимизации структуры администрации города и структуры муниципальных учреждений и предприятий.

Эти предложения были направлены, в том числе, и в администрацию города. Однако до настоящего времени практических шагов по оптимизации муниципального управления не предпринималось. И только после того, как и глава администрации Тамбовской области, и Тамбовская городская Дума высказались за проведение преобразований в областном центре, дело сдвинулось с мертвой точки.

Как можно оценить принятые городской Думой изменения? Во-первых, они не настолько глубокие, как предлагал фонд «Собиз Инвест». Так, предложения фонда начинались с сокращения числа заместителей главы администрации города с 7 до 4. За прошедшие 2 года появилась еще одна штатная единица заместителя и ни о каком сокращении числа заместителей речи не идет. Всего фонд предложил сократить число структурных подразделений администрации с 29 до 18, а в принятом решении их предусматривается 22.

Из тех преобразований, которые в точности повторяют предложения фонда, можно отметить слияние комитета по управлению муниципальным имуществом города и комитета земельных ресурсов и землепользования, а также комитета архитектуры, развития и реконструкции и комитета градостроительства. Реформируемые комитеты выполняют близкие функции, поэтому их объединение выглядит логично.

Из частично реализованных предложений фонда можно отметить объединение комитета по экономике и комитета по инвестициям и стратегическим проектам. Фонд предлагал добавить к ним еще и комитет по развитию потребительского рынка товаров и услуг, чтобы образовать единое подразделение, ведающее вопросами развития экономики города, но на этот шаг почему-то не пошли.

Фонд предлагал также объединить три комитета, ведающие вопросами социальной, молодежной политики, культуры и спорта. Такой шаг был бы оправдан в связи с существенным сокращением полномочий органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальной политики, а также незначительностью ассигнований, выделяемых на молодежную политику, физическую культуру и спорт. Однако было принято другое решение: объединить комитет образования и комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту. Возможно, что в таком решении есть свой резон, но при этом не сделан, наверное, самый очевидный шаг, который фонд тоже предлагал — объединить комитет образования и управление дошкольного образования. Почему в свое время было принято решение «отделить» дошкольное образование от школьного и почему от этого решения никак не откажутся, сказать трудно. Возможно, что здесь играют роль определенные личностные факторы.

Фонд предлагал и ряд решений в административной сфере и сфере информационной политики. Преобразования коснулись соответствующих структурных подразделений администрации, хотя и не в том виде, в каком их предложил фонд. Самым существенным здесь было предложение объединить комитет по информатизации и связи, организационно-кадровое управление, управление документационного обеспечения и управление по работе с обращениями граждан с целью расширения применения информационных технологий в деятельности администрации, что позволило бы повысить ее качество и оперативность. Однако на такое масштабное преобразование глава города не пошел.

Во-вторых, в сопроводительных материалах к проекту решения городской Думы упомянуто только, что изменения приведут к уменьшению штатной численности администрации. Однако никаких оценок того, насколько масштабным будет это сокращение, каким станет штатное расписание, какая экономия бюджетных средств будет достигнута, в документах нет.

На заседании Сергей Чеботарев отметил лишь тот факт, что принимаемые решения продиктованы желанием сэкономить бюджетные средства.

— Решение о том, кто из руководителей останется на своих местах, а кто покинет пост, пока не принято. Сейчас мы говорим не о конкретных людях, а о задачах, которые будут даны каждому комитету, о зоне их ответственности и функционале. Сейчас все должны показать свою эффективность на сегодняшнем месте работы. У нас завершается год, есть серьезные показатели. Останутся самые эффективные. Не будет субъективизма — только констатация фактов. Через месяц будет уже решение городской Думы, касающееся функционала. Сокращения — длительный процесс, но к Новому году процесс будет завершен, — пояснил глава города.

Первый заместитель главы городской администрации Дмитрий Алехин в свою очередь заверил, что по каждому вновь создаваемому или переименовываемому комитету последуют уточнения, где будут прописаны его функции с последующим внесением положений о новых комитетах на рассмотрение городской Думы.

Что касается кадровых решений, то фонд «Собиз Инвест» предлагал при сокращении штатов для оценки квалификации сотрудников администрации города проводить соответствующие тестирования на базе профильного вуза — Тамбовского филиала РАНХиГС. С целью же помощи в трудоустройстве сокращаемых работников — разработать программу по их переподготовке на базе действующих в Тамбовской области образовательных организаций. Сейчас, когда начинается процесс сокращения, эти предложения весьма актуальны.

В-третьих, к оптимизации муниципального управления пока подошли только с точки зрения совершенствования структуры администрации города. Про повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий и учреждений в решении городской Думы речи не идет.

Но на том же заседании депутаты заслушали информацию о работе муниципальных унитарных предприятий и учреждений за 2017 год. Приведем несколько цифр. Численность работающих в муниципальных унитарных предприятиях составила более 1500 человек, что более чем в 2,5 раза превышает число сотрудников администрации города. Численность работников муниципальных учреждений в информации не была приведена, но зато указан объем финансирования их деятельности — он составил в 2017 году 4,75 млрд рублей или 77% расходной части городского бюджета. Даже если ограничиться только бюджетными учреждениями в сфере городского хозяйства, то объем финансирования составил 1,04 млрд рублей или 17% расходной части городского бюджета. Поэтому важность оптимизации структуры муниципальных предприятий и учреждений еще выше, чем самой администрации города.

Фонд «Собиз Инвест» предлагал упразднить муниципальные организации, не связанные с решением управленческих, социально-культурных и иных задач, решение которых невозможно передать коммерческим организациям. Рынок давно доказал: частные предприятия работают эффективнее государственных и муниципальных. Например, всем хорошо известна ситуация, когда ямочный ремонт дорог выполняется в дождливую погоду и асфальт кладется буквально прямо в лужи. Очевидно, что качество такого ремонта неудовлетворительное. Это становится возможным вследствие незаинтересованности исполнителя в качестве производимых работ и реальной экономии средств. По оценке фонда, в результате оптимизации структуры муниципальных предприятий и учреждений можно достичь экономии в несколько сотен миллионов рублей в год.

По словам главы Тамбова, это следующий этап.

— Укрупнение комитетов связано с тем, чтобы повысить персональную ответственность их руководителей. Определенный фронт работ должен быть сосредоточен в руках одного комитета. Конечно, это повлечет за собой сокращение муниципальных служащих, хотя их сегодня в Тамбове рекордно низкое количество по сравнению с предыдущими годами. Это первый этап, за которым последует второй, связанный с предприятиями, находящимися в муниципальной собственности. Также произойдет укрупнение некоторых из них, а некоторые подвергнутся ликвидации или перейдут в другой статус, что повлечет за собой еще больше сокращений. Мы считаем каждую копейку, это продиктовано желанием сэкономить бюджетные средства. По сути, это наведение элементарного порядка в администрации и исключение подразделений со схожими функциями, — пояснил Сергей Чеботарев.

Комментирует президент фонда «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

— Необходимость принятия решений по оптимизации муниципального управления назрела давно. Отмечу много положительного и взятого из наших предложений, но осталось и много вопросов. Есть опасения, как бы не испортили начатое, а также, что никаких реальных действий, скорей всего, не будет. Однако, хочется надеяться, что мы видим только начало оптимизации и на этом процесс не завершится. В свою очередь, фонд «Собиз Инвест» готов не ограничиться уже внесенными предложениями, мы открыты для дальнейшего взаимодействия.

 

Юлия Потребникова, Маргарита Светлова

 

Комментарии

Михай 02 ноября 2018, 23:06
Давно пора — это, по-моему, ключевое в этом во всём. Горожане иной раз хотят от комитета к комитету и не могут концов найти. Комитетов много — толку мало. Надо оптимизировать, но только с умом. а то опять наломают дров, сделав еще хуже.
Анна Миронова 06 ноября 2018, 11:54
Ура, товарищи! Лед тронулся!
Семен 06 ноября 2018, 13:19
И сколько нас можно дурачить пустой болтовней? Как же выгнать друзей и блатных?
Павел Онисимов 16 ноября 2018, 12:45
Гнать их метлищей всех! И еще ж премии хотели себе выписать! Наглецы! Гнать в шею. А то развелось тунеядцев и нахлебников как грязи.