Мы в соцсетях:
  • Публикации
  • Малый бизнес — проблемы не «в головах», а в среде

Малый бизнес — проблемы не «в головах», а в среде

26 окт. 2018

Почему малый бизнес не хочет расти?

О развитии малого бизнеса очень много сказано во всевозможных законах, программах и стратегиях. Например, в Стратегии развития Тамбовской области. Предварительно озвученной в сентябре этого года, намечены амбициозные планы по росту числа субъектов МСП в четыре раза до 2024 года. Так, если по итогам 2017 года (в этом году итог еще не подвели) количество субъектов малого и среднего предпринимательства в области составляло примерно 35 тысяч (11 тысяч малых и средних предприятий и 24 тысячи индивидуальных предпринимателей), то через семь лет, исходя из реализации Стратегии, в регионе количество МСП должно составить аж 140 тысяч (!) Верить ли в этот поистине «квантовый скачок»? Дело, конечно, ваше. Но сегодняшняя реальность говорит о том, чтоб не потерять бы то, что имеем. Судите сами.

Есть мнение

Недавно на одном из сайтов деловой информации появилась статья предпринимателя, ныне директора по маркетингу компании, предлагающей готовые решения для бизнеса, Максима Еремеева. Так вот он утверждает, что малый бизнес не растет не потому, что ему не дают расти, а по собственной вине. Максим полагает, что внешних причин, мешающих развитию малого бизнеса и переходу его в категорию «средний», не так много, а главные причины, по его мнению, «в головах» у предпринимателей.

Это и нежелание платить налоги. По этой причине предприниматели доходят до максимально безопасного оборота в месяц и «успокаиваются».

«Бизнес не знает своих показателей и не анализирует их. Считают примерно так: берем выручку за период, вычитаем аренду, закупку, ЗП, мелкие расходы, налоги, еще вон тому парнишке, "он там что–то с рекламой делал, и продажи в декабре повыше стали", и радуются остатку. …Владелец бизнеса не знает свои точки входа, соответственно, не занимается их улучшением. Не понимает, где и какая реклама работает, не знает, сколько у него клиентов, во сколько обошелся каждый из них. … Многие уверены, что достаточно повесить вывеску, баннер, напечатать флаеры, сделать сайт ("чтобы был"), дать дешевую медийку — и продажи пойдут, как рыба на нерест. Мало кто задумывается, что возвращать клиента до семи раз дешевле, чем привлекать нового, но как это сделать, если ты вообще ничего не знаешь о своих клиентах? Предприниматели панически боятся конкурентов, но знают единственный метод конкурентной борьбы — ценовой — и доводят дело до откровенного демпинга». Еремеев считает, что малый бизнес боится рисков, не хочет выходить из зоны комфорта и не хочет что-то менять, имея минимальный оборот и прибыль, потому что «и так работает». По его мнению, малый бизнес не растет, потому что не хочет. Он также делает неутешительный вывод о том, что если бизнес устраивает статус «малого», то он обречен.

«Мухи отдельно, котлеты отдельно»

Начнем с того, что малый бизнес может развиваться и успешно функционировать, не переходя в средний или крупный. Малый бизнес необходим экономике каждой страны и Россия не является исключением. Другое дело, что факторов, тормозящих развитие малого бизнеса у нас в стране предостаточно. Что касается нежелания бизнеса платить налоги, то тут с мнением Максима Еремеева согласиться нельзя. Бизнес готов платить налоги, но разумные. Недостатки же российской системы налогообложения заключаются в том, что начинающему предпринимателю буквально не дают стать на ноги. Человек сразу после открытия дела теряет большую часть прибыли, что ставит его на грань банкротства.

Отметим, что та же статистика отмечает только количество предпринимателей, но не показывает, как живет малый бизнес, большая часть которого является самозанятыми и находится на грани выживания.

Чтобы создавались благоприятные условия развития бизнеса необходимо сначала учитывать интересы предпринимателей, а уже после создавать инфраструктуру (налоги, политику кредитования и так далее). В России все происходит ровно наоборот. Для перевода малого бизнеса в средний помимо своей прибыли нужны и кредитные средства. И тут бизнес сталкивается со сложностью получения кредитов. С одной стороны банки предоставляют займы, а с другой – получить их практически нереально. Финансовые учреждения выдвигают такие условия, реализовать которые крайне сложно.

Что касается господдержки, то основную массу предпринимателей она не интересует, потому что за нее требуют очень серьезную отчетность. И можно запросто стать растратчиком государственных средств. Несмотря на многообразие госпрограмм помощи МСП, на практике, будем честными, поддержку получают единицы.

Административные барьеры тоже пока никуда не делись. Даже премьер-министр Дмитрий Медведев, когда утверждал Стратегию развития малого и среднего бизнеса в РФ на период до 2030 года, признал, что правительство снижением административных барьеров занимается постоянно, но с переменным успехом.

Пока же малый бизнес пытается удержаться на плаву и поддерживать приемлемый уровень прибыли. А нагружать себя еще большими обязательствами при укрупнении — сегодня крайне рискованно.

Исходя из объективных факторов, малому бизнесу сегодня невыгодно укрупняться, так как это приведет к увеличению затрат. Мы уже много раз писали о том, что для развития необходим благоприятный бизнес-климат, который представляет собой совокупность факторов, способствующих росту и развитию. Сегодня мы этого, увы, не имеем.

Мнение о том, что малый бизнес не растет не потому, что находится в неподходящих условиях, а по собственной вине, характерно для разного рода коучей и тренеров личностного роста, которые также пытаются заработать на представителях малого бизнеса, рассказывая о европейских моделях бизнеса, к сожалению, не работающих в нашей российской среде.

Кстати, доля малого и среднего бизнеса в России очень сильно отстает от развитых и развивающихся стран. В США, Турции и Японии это от 53 до 56 процентов в европейских странах и Китае – около 60. В России — 22,3 процента.

Есть «грех»

Максим Еремеев утверждает, что бизнес не знает своих показателей и не анализирует их. Здесь есть доля правды. Мы поинтересовались у тамбовских предпринимателей, изучают ли они аналитику своего бизнеса.

- Я знаю единицы предпринимателей, которые занимаются аналитикой на постоянной основе, делают выводы исходя из полученных данных и на основе их действуют. Остальные довольствуются фрагментарными данными. Сам отчасти грешу этим, - говорит тамбовский предприниматель Алексей Гостев.

Подобное мнение высказал и член тамбовского бизнес-клуба «Лионс» Владимир Ланцов. Он занимается продвижением сайтов в интернете и говорит, что с подобными ситуациями в работе фирм сталкивается ежедневно.

Миссия невыполнима

Вернемся к Стратегии развития, упомянутой в самом начале статьи и к вопросу о том, верить ли в многократный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Тамбовская область, как и другие регионы страны писали свои планы развития бизнеса на основе общероссийской Стратегии развития МСП, составленной Минэкономразвития РФ, которую, отметим, еще в августе нынешнего года раскритиковала Счетная палата.

Поставленная президентом Владимиром Путиным еще в 2016 году цель увеличить численность работников в малых и средних предприятиях (МСП) до 20 млн человек к 2018 году, не была достигнута, хотя была включена в Стратегию. Теперь эту цель перенесли на 2020 год, а к 2024 году численность работников в МСП должна составить 25 миллионов человек. А доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны должна к 2024 году составить 40%. Вы в это верите? Эксперты не верят и считают, что увеличение вклада в российскую экономику МСП может произойти чисто статистически. Любят у нас красивые цифры!

Складывается ощущение, что отношение власти к малому бизнесу не до конца сформировано, и не до конца понятно, как его регулировать и стимулировать, чтобы достичь того самого драйвера роста, о котором там модно сегодня говорить. Неужели так много всего нужно малому бизнесу для развития? Не так много. Одна лишь ликвидация избыточных надзорных и контролирующих функций может привести к тому, что малый бизнес начнет развиваться без какой-либо господдержки.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- Планы развития бизнеса в России и Тамбосвкой области до 2024 года можно назвать «В гостях у сказки», потому что то, что мы делаем, приводит к обратному эффекту. Видно, что «реформаторы» бизнеса основываются на мнении, высказанном такими теоретиками как Максим Еремеев, который заблудился в трех соснах. Малый бизнес потому и малый, что обходится минимальным количеством работников. На сегодняшний день малый предприниматель не может позволить себе содержать дорогих и не всегда эффективных аналитиков. А компьютерные программы для многих слишком сложны.

Про банки на данный момент и говорить нечего. Чтобы просто поговорить с банком надо ему предоставить аналитику своего бизнеса за определенный период, за год, например. У малого бизнеса, тем более у начинающих предпринимателей, этого быть по определению не может. Огромной проблемой на пути к выполнению поручений президента является неправильная оценка сегодняшнего состояния бизнеса или, как часто бывает, ложь в статистике. А без правильного анализа текущего состояния, развитие малого предпринимательства не возможно. На сегодняшний день, считаю, что таким «единственным» путем, которым идет государство, стратегия развития бизнеса не выполнима. Но если мы реально сократим число бездельников, регуляторов и контролеров бизнеса и все-таки введем обоюдную ответственность за принятое решение, то в будущем можно надеяться на увеличение количества субъектов МСП, а главное - повышение их качества.

Юлия ПОТРЕБНИКОВА

Комментарии

Михаил Ястреб 31 октября 2018, 10:32
Полностью согласен!
Олег Романович 13 ноября 2018, 12:20
Почему не хочет расти? Очень хочет. Просто не получается как-то…