Мы в соцсетях:

Контролеры снизили нагрузку на бизнес?

23 авг. 2018

Количество взысканий с предпринимателей снижается третий год подряд, но все не так радужно.

В прошлом году федеральные контрольно-надзорные органы выписали предпринимателям 853,7 тысяч штрафов, что на 8% меньше, чем годом ранее. Об этом говорится в докладе Минэкономразвития о результатах контрольно-надзорной деятельности в 2017 году. Общий размер взысканий составил 59,1 млрд рублей. По сравнению с 2016 годом эта цифра сократилась на треть. Такая тенденция связана с мерами правительства по минимизации давления на бизнес, отмечают эксперты.

Третий год подряд количество административных мер, принятых в отношении предпринимателей, последовательно снижается. Вспомним, что еще в 2015 году бизнесмены получали от федеральных контрольно-надзорных органов в общей сложности 1,2 млн административных наказаний, то в 2017 году их уже было 1,05 млн. Из них 853,7 тысяч составили штрафы, говорится в докладе Минэкономразвития в правительство. По сравнению с 2016 годом количество штрафов сократилось на 8%.

Сократился на 32,4% и общий объем фискальных наказаний. В прошлом году бюджет получил в общей сложности 59,1 млрд рублей от фискальных наказаний предпринимателей. Из них 45 млрд рублей приходятся на штрафы Федеральной таможенной службы (ФТС), а 14,1 млрд рублей — на взыскания других федеральных служб и ведомств. Основная доля штрафов органов госконтроля в 2017 году была наложена на должностных лиц (47,6%). На индивидуальных предпринимателей приходится 10,2% взысканий, что в 1,5–2 раза меньше, чем в 2016 и 2015 годах, отмечается в документе. Остальная часть пришлась на юридических лиц.

Сокращению числа фискальных наказаний способствовало в том числе и распространение такой меры, как предупреждение. Раньше контролеры при выявлении впервые совершенных нарушений сами решали — сразу штрафовать предпринимателя или сначала «показать ему желтую карточку». Однако 1 июля 2016 года вступила в силу норма, которая обязала контролеров за первые нарушения, которые не повлекли опасности для жизни и здоровья людей, сначала предупреждать предпринимателя и только в случае повторения нарушения — штрафовать. В результате в прошлом году количество таких предостережений выросло на 33% и составило 181 тыс. Сейчас эта норма действует только для малого и среднего бизнеса. Однако в Минэкономразвития настроены распространить ее и на крупный.

Риск-ориентированный подход в помощь!

Еще одна причина положительной динамики — снижение количества проверок. Этому способствует внедрение уже практически во все виды контроля риск-ориентированного подхода. Он был разработан в рамках реформы контроля и надзора, которая призвана снизить нагрузку на предпринимателей и повысить привлекательность ведения собственного бизнеса в России. Этот метод надзора предполагает, что каждое предприятие проверяется в зависимости от того, какие риски оно несет. Чем выше риск происшествия в организации, тем чаще в него приходят контролеры. Если вероятность нарушения очень низка или ее вообще нет, то предприниматель может проверяться раз в несколько лет. Также до конца этого года для малого и среднего бизнеса действуют надзорные каникулы.

- Потихоньку начинает развиваться так называемый риск-ориентированный подход. Если в прошлом году состоялось порядка сорока совместных заседаний с представителями надзорных органов, посвященных этой теме, то в этом году их уже будет 62, - говорит Михаил Козельцев, бизнес-омбудсмен Тамбовской области, - Мы (Примеч. защитники бизнеса) же не просто так там сидим. Идет диалог. Смысл в том, чтобы люди к нам прислушались и понимали. Ведь эти два миллиона обязательных требований создали тоже люди. Дополняли и дополняли, не пересматривая устаревшие нормы. В итоге все крайне зарегулировано. Необходимо формировать здоровый предпринимательский климат, но эта задача не одного года. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора.

Проверят внепланово

Положительная тенденция сокращения числа плановых проверок не может не радовать. И на плановые проверки для малого бизнеса действует мораторий, который продлили до 2022 года. Но, у этой медали есть и обратная сторона…

Если, скажем, УФАС уже давно практикует систему предупреждений, то госинспекция труда в большинстве случаев «бьет» рублем. В частности речь идет об увеличении количества внеплановых проверок бизнеса. От внеплановых проверок, увы, не застрахован никто! Так, в третьем квартале 2017 года отделом по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тамбовской области было проведено 170 проверок: 27 плановых и 143 внеплановых. Впрочем, эти цифры лишь отразили ситуацию по всей стране. К примеру, по сравнению с 2015 годом, в 2017 году в Республике Башкортостан количество внеплановых проверок, проведенных Росприроднадзором увеличилось на 52%, в Республике Марий Эл – на 163%. В итоге бизнес по-прежнему ощущает на себе чрезмерное административное давление.

Совсем скоро мы узнаем, какова тенденция за нынешний год. Но понятно и без уточняющих цифр, что внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса. И тут без закона, который бы зафиксировал соотношение внеплановых проверок в объеме, скажем, не более трети от плановых и заметно снял бы нагрузку с бизнеса вообще, и с малого бизнеса в частности, не обойтись.

Прокуратура готова помочь

Поскольку внеплановые проверки должны согласовываться с прокуратурой, нарушения в этой процедуре не должны пройти безнаказанно для проверяющих. В функционал прокуратуры входит всесторонняя проверка соблюдения органами власти и контролирующими структурами законодательства в сфере охраны интересов субъектов предпринимательской деятельности. Это касается своевременной оплаты заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам, выполнения инвестиционных программ, регламентации проведения плановых и внеплановых проверок профильными управлениями, организации предоставления государственных услуг и др. Но на данный момент в Тамбовской области существует тенденция, когда предприниматели, сталкиваясь с нарушениями своих прав, не обращаются в органы прокуратуры с жалобами.

В ведомстве подчеркнули, что готовы содействовать в восстановлении законных прав предпринимателей, которые в процессе работы сталкиваются с нарушениями, и ждут более активных действий от предпринимательского сообщества в виде письменных обращений. Так что обращайтесь, не бойтесь.

На федеральном уровне

О том, что существующая система государственного контроля дает сбои, говорилось не раз. Только представьте: проверками занимаются восемь министерств, 19 федеральных служб и пять федеральных агентств. Надо что-то менять.

В феврале 2018 правительственный законопроект о реформе госконтроля прошел первое чтение в Госдуме. Но сомнений, что работать над ним предстоит много, ни у кого не возникало. Один из базовых моментов — эффективность проверок должна оцениваться не количеством собранных штрафов, а уменьшением числа людей, пострадавших от неправомерных действий той или иной компании.

Сейчас законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме, идет корректировка замечаний и дополнений, которых предложено очень много. Что получится в итоге — скоро узнаем.

Предполагается, что реформа контрольно-надзорной деятельности улучшит условия ведения предпринимательства в России. А этот пункт входит в приоритетную повестку государства. Майскими указами 2012 года президент Владимир Путин поставил задачу достичь к 2018 году 20-й строчки в рейтинге Всемирного банка Doing business (рейтинг благоприятности условий ведения бизнеса). Пока Россия в этом рейтинге находится на 35-й позиции. К слову, пока на 20-м месте рейтинга находится Германия, а в тройке лидеров — Новая Зеландия, Сингапур и Дания.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- Действительно, проблема проверок бизнеса до сих пор стоит очень серьезно и является огромнейшим тормозом на пути развития нашей страны. Также согласен, что оценка качества проверок должна измениться. Но как?

Предполагается, что оценивать должны не количество собранных штрафов, а уменьшение количества пострадавших от деятельности МСП. Но мы видели это в действии по другим ведомствам. Наши чиновники такие «ушлые», что просто не будут принимать жалобы и проблемы тоже «нет». По моему мнению, только гласность и обоюдная ответственность могут решить эту проблему. Если нарушил закон предприниматель — наказывайте. Нарушил закон чиновник — наказывайте вдвойне. Как человека, облеченного властью и нарушавшего закон.

А гласность — это проведение проверки только с привлечением представителей общественности с обеих сторон — как со стороны предпринимателя, так и со стороны чиновника. И обязательно нужно разрешить проведение съемки проверки полностью. Чиновника имеем право снимать, человека нет. И об этом чиновник должен знать, идя во власть. Фонд «Собиз Инвест» готов направить свои предложения для внесения в готовящийся законопроект.


 

Маргарита СВЕТЛОВА

Комментарии