Мы в соцсетях:

Прибыль — в выхлопную трубу

20 июня 2018

Как отразился резкий скачек цен на бензин на работе малого и среднего бизнеса в Тамбовской области.

Как порой хорошо бывает вспомнить былые времена, когда пломбир стоил пять рублей, кругом продавали жевательную резинку по 50 копеек, а бензин стоил 10 рублей за литр. Правда, все чаще автовладельцы с грустью при взгляде на свой кошелек вспоминают не «нулевые» годы, а вполне недавние времена. За последние два месяца цены на бензин буквально взлетели, чего не скажешь о настроении тех, кто его покупает. Еще в апреле средняя цена на горючее в Тамбовской области составляла примерно 38,5 рублей, тогда как в середине июня за литр бензина придется отдать от 40 до 44 рублей.

Это фиаско!

Казалось бы, несколько мелких монет мало что меняют, но это только для тех, кто ездит редко. Самым неблагоприятным образом резкий скачок цен на топливо отразился на работе малых и средних предпринимателей.

Водитель автомобиля с холодильным оборудованием стоит на заправке. Он везет охлажденное мясо индейки из Староюрьевского района в Тамбов, чтобы впоследствии развезти пакетики со свежим мясом по супермаркетам областного центра. Представитель фирмы «Своя индейка» Марина Ефимова считает убытки — за последний месяц они стали колоссальными, фирма ушла в минус и стоит на грани разорения.

Нам сейчас очень сложно. Мы работаем себе в убыток. Ситуация в фермерских хозяйствах и без того оставляет желать лучшего — мы знаем многих фермеров, у которых, как и у нас, довольно большое производство, но прибыли нет. Повышение цен на бензин только усугубило это положение, - сетует Марина.

В среднем, за одну поездку курьер увозит с фермы продукцию на сумму примерно 10 тысяч рублей. Больше местные супермаркеты не заказывают — продукт дороговат для тамбовчан и массовым спросом не пользуется. При этом закупки осуществляют около 10 торговых точек. На заправку автомобиля с встроенным рефрежератором для дороги туда и обратно требуется около 2500 рублей при цене 42 рубля за литр на бензин АИ-92. Казалось бы, остается 7500 рублей, но по факту их не остается. Для поставки в каждую торговую точку производители платят за ветеринарные справки. По тысяче за каждую.

- Когда мы спрашиваем предпринимателей о том, что больше всего мешает им в бизнесе, они отвечают практически в 100 процентах случаев: «Нестабильность». А она, в свою очередь, складывается из нововведений законодательства, которые повышают требования, ставки налогов и взносов, вводят новые ограничения, других внешних воздействий. К примеру, повышение цен на топливо, приводит к двум возможным вариантам развития ситуации: во-первых, предприниматели могут уменьшить прибыль и оставить цену на продукцию/услуги стабильной, во-вторых, увеличить издержки и повысить стоимость конечного продукта/услуги. Скорее всего, предприниматели будут вынуждены выбрать второй вариант, учитывая растущие налоговые и неналоговые платежи, и конечный потребитель, к сожалению, вскоре это почувствует, комментирует сложившуюся ситуацию президент Тамбовской областной торгово-промышленной палаты Елена Воронина.

Получается, выход из ситуации — повышать цену на продукцию. Марина Ефимова говорит, что сама себестоимость мяса, производимого на ферме, выше той, что сложилась у промышленников — фермеры принципиально не применяют гормоны роста и химические добавки, индюшки растут медленнее, чем у конкурентов. Однако, в большинстве случаев, потребитель совершенно не задумывается об экологичности продукта, ведь если он лежит на полке магазина, значит есть его можно. В Тамбове очень ограничена целевая аудитория, способная сделать выбор с супермаркете в пользу более дорогого продукта не первостепенной значимости.

- Мы не можем поднять цену, потому что тогда нашу индейку никто не купит, - говорит Марина Ефимова.

Единственным решением фермеры считают снижение цен на ветсправки для малого предпринимательства на областном уровне, так как бензин — проблема общероссийская и решить на уровне региона ее вряд ли возможно.

Просчитать риски

Правда, не у всех предпринимателей Тамбовской области ситуация плачевная. Например, Алексей Стригачев — начальник отдела продаж ООО «Диорит», говорит, что для успешного бесперебойного функционирования производства требуется страховать свои риски и закладывать средства на них в бизнес-план изначально. Сейчас компания производит хлебцы, батончики, кукурузные палочки и ломтики в городе Рассказово. На сегодняшний день компания ООО «Диарит» располагает собственными производственными, складскими и офисными площадями. Транспортный парк насчитывает более 30 машин. И все их нужно заправлять.

Несомненно, нужно учитывать повышение цен на бензин. Нам его требуется много, ведь мы сотрудничаем с торговыми сетями, такими как «Магнит», «»Пятерочка» и другие. Естественно, нужно вовремя и стабильно привозить продукцию. Чтобы окупаемость была, нужно наращивать производство и расширять круг оптовых покупателей. Мы постепенно к этому пришли и сейчас наша продукция есть в 66 регионах России, - рассказал Алексей Стригачев.

Вместе — дешевле

Татьяна Передерий — индивидуальный предприниматель. Она владеет крестьянско-фермерским хозяйством. Муж и дочь Татьяны тоже фермеры. Свои хозяйства они открыли после получения грантов. Татьяна выращивает овощи. Сперва это было просто овощеводство, а теперь хозяйство занимается их переработкой. Соусы, пасты и прочие консервы Татьяна продает, но ограничиваться Тамбовской областью не выгодно. Один из основных покупателей находится в северной столице, откуда чуть больше пяти лет назад переехала семья Передерий.

- Мы возим свои товары в Санкт-Петрбург, но, конечно, объемы пока не очень большие. Я думаю, можно было бы как-то скооперироваться с другими предпринимателями, которым по пути и вместе возить на одной машине. Так на бензин уйдет меньше денег,- говорит Татьяна Передерий.

Идею о совместных перевозках Татьяна Передерий озвучивала и на круглом столе в Торгово-промышленной палате Тамбовской области, посвященном продвижению местных брендов. С этого момента у Татьяны появились партнеры — некоторые предприниматели действительно примкнули к перевозкам на одной машине и стоимость бензина поделили на всех, чьи товары в ней находятся. В среднем, расходы на перевозку продуктов в северную столицу варьируются в районе 25 тысяч рублей. Конечно, для одного предпринимателя сумма значительная, а для двоих-троих — посильная. Татьяна Передерий говорит, что прибыль такая торговля приносит.

Что дальше?

Повышением цен на топливо не довольны не только представители бизнеса. Оно и понятно — то, что возросло в цене, вряд ли подешевеет. Вопрос о ценах на бензин задавали на недавней «Прямой линии с президентом». Не удивительно, что люде й удивляет такой скачок, который на заправках сотрудники объясняют ростом доллара и еще бог знает чем. Ведь нефть качают в России, везут ее в отечественных цистернах по Российским железным дорогам и перерабатывают в России. Так причем же здесь доллар и почему страдать от жажды чьей-то наживы должен простой русский человек? Владимир Путин во время прямой линии заявил, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики. Принятые меры привели к увеличению экспорта сырой нефти, а нефтеперерабатывающие заводы пытаются дополучить прибыль за счет торговли внутри страны. При этом по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на бензин в европейской части России уже сейчас выше розничных.

По словам Владимира Путина, принято решение отменить запланированное на первое июля этого года повышение акцизов. Также возможно введение экспортной пошлины. Станут ли эти меры утешительными для бизнеса, покажет время. Пока малым предпринимателям остается только ждать и пытаться выжить.

Комментирует президент ТРО фонд «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:

- Повышение цен на топливо губительно для экономики и бизнеса в частности. Если говорить только о малом бизнесе, то для огромного количества предпринимателей это равноценно закрытию и не важно, закладывался ли рост цен на бензин в расходы или нет. Мы говорим о той цене, по которой уже товары не продать, ведь их просто не будут брать покупатели. Математическое решение этого вопроса неприемлемо, ведь в экономике не только математика. Некоторые предприниматели были на грани разорения при цене бензина 38 рублей за литр. А 42 — это уже нахождение за гранью банкротства. Кроме того, повышение цен на бензин повысит цены на все, где есть эта составляющая. Аренда поднимется, цены на электроэнергию и многое другое. Если большие федеральные сети потеряют 10 процентов прибыли, то малый бизнес просто погибнет. Сетям это выгодно. Можно урегулировать ситуацию, избегая бездумного поднятия цен. Если мы думаем, что поднимется цена только на наши «пончики», то мы ошибаемся. Эта составляющая подспудно сидит в цене каждого товара.

 

Комментарии